Культурная жизнь в Монреале не перестает радовать поклонников симфонической музыки. На этот раз три музыкальные дивы: дирижер Кери-Линн Уилсон, скрипачка Карен Гомийо и композитор Ана Соколович, подарят свое женское обаяние и талант в сопровождении Монреальского симфонического оркестра. На концертах 9 и 12 ноября прозвучит музыка Соколович, Бартока и Шостаковича. Познакомимся с Кери-Линн, Карен и Анной поближе.
____________________
Кери-Линн Уилсон – женщина-дирижер: «Я решила, что мне нужно сосредоточиться на русском оперном репертуаре. Для дирижера крайне важно говорить на языке исполняемой музыки.”
На четверть украинка, Кери-Линн Уилсон родилась г. Виннипеге (Канада) и с самого раннего возраста училась музыке. Дирижерскому мастерству училась в Америке: окончила Джульярдскую школу музыки. Она дебютировала как дирижер в 23 года — с оркестром Национального центра искусств Канады. Затем Кери-Линн была очередным дирижером Далласского симфонического оркестра, после чего началась ее успешная карьера в качестве приглашенного дирижера — преимущественно в Италии, где она исполняла, в основном, итальянский репертуар.
Маэстро Уилсон является постоянным приглашенным дирижером ведущих оперных компаний и оркестров мира. Послужной список Кери-Линн невероятно велик – она сотрудничала с ведущими Операми Франции, Нидерландов, Англии, Германии, Астаны (Казахстан), Польши, Италии, работала в Опере Монреаля,.
Выступала с различными оркестрами США, Канады – Симфоническим оркестром Торонто (Канада), Латвии, России, Украины – с Национальной оперой Украины, а также в Австрии, Германии, Испании, Норвегии, Израиле, Швеции, Японии. Сотрудничала, в частности, с Монреальским симфоническим оркестром – мы снова можем гордиться – мировые звезды так любят Монреаль! Кери-Линн, в сезоне 2014/15 г., стала музыкальным руководителем Симфонического оркестра Словенской филармонии.
С Национальным филармоническим оркестром России Кери-Линн была приглашенным дирижером на концерте Марии Гулегиной на сцене Московского международного Дома музыки (2005 г.). В 2016 г. Кери-Линн дирижировала операми «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка в Мариинском театре! Наконец, не так давно Кери-Линн Уилсон дебютировала за пультом оркестра Большого театра. Кери-Линн Уилсон дирижировала оперой Джакомо Пуччини “Богема”.
В начале карьеры Кери-Линн постоянно приглашали итальянские театры. Но в один прекрасный момент она решила сосредоточиться на русском оперном репертуаре. Она почувствовала, что русский репертуар ближе всего ее сердцу и крови. Возможно, из-за корней: её бабушка родом из Украины, она живет в Канаде, ей 92, и поет Кери-Линн украинские песни.
Русский язык Кери-Линн Уилсон начала учить в том момент, когда впервые приехала в Россию и дирижировала в Мариинке. Это уже стало ее принципом – говорить на языке той страны, куда она приехала. В одном из интервью она сказала, что для дирижера крайне важно говорить на языке исполняемой музыки. Поэтому тогда она сказала себе: стоп, сначала надо выучить русский. Уже потом маэстро поставила немало русских опер — «Бориса Годунова», «Иоланту», «Леди Макбет», «Пиковую даму». А в домашней библиотеке дирижера стоят полные собрания сочинений Пушкина, Гоголя.
Есть мнение, что дирижер – это диктаторская мужская профессия, однако Кери-Линн Уилсон с этим абсолютно не согласна, а в работе дружелюбна и доброжелательна с музыкантами. Она сотрудничала с оркестрами дюжины разных стран, но сказать, где сложнее всего работать с музыкантами затрудняется, поскольку для нее отношения с оркестром — это “химия”. Как она говорит в одном их интрервью: “Конечно, трудно приходится с итальянской ленью: в 10 утра они еще не хотят играть, но если “химия” на моей стороне, то через пять минут я смогу переломить ситуацию”. Работая с русскими, Керри-Линн не заметила пресловутого «русского авось», а наоборот, отметила, что некоторым западным музыкантам надо учиться у русских умению «отпускать себя».
___________________
Карен Гомийо – гениальная скрипачка, обладающая скрипкой Страдивари «Авророй, exFoulis” 1703 года!
Chicago Tribune охарактеризовал Карен Гомийо, как исполнительницу высочайшего ранга за настоящую виртуозность, живость, насыщенность и яркость “.
Карен Гомийо не имеет прямых связей с Восточной Европой, но, как известно, язык музыки не имеет преград. Карен приходилось сотрудничать с дирижером Василием Петренко, с композитором Софьей Губайдуллиной, с другими европейскими музыкантами и оркестрами!
Карен родилась в Токио, но детство провела в Монреале. Затем переехала с семьей в Нью-Йорк, где закончила, как и Кери-Линн Уилсон, Джульярдскую школу. Уже в 15 лет юное дарование выигрывает на Международном прослушивании молодых артистов-музыкантов и начинает свою мировую карьеру, как солистка и камерный музыкант.
Карен выступала в качестве солистки с крупнейшими американскими оркестрами, как, например, Нью-Йоркский филармонический оркестр, в Европе, с оркестрами Дании, Англии, Шотландии, Германии, Австрии и со многими другими. В Азии с оркестрами Токио, Гонконга, Китая, Тайваня. Карен часто концертирует по Автстралии с ведущими австралийскими оркестрами!
В 2014 году вышел документальный фильм о Страдивари “Тайна выдающейся скрипки”, где Гомийо выступила в качестве скрипачки, экскурсовода и рассказчика. Напрашивается параллель с творчеством Кери-Линн Уилсон, женщины-дирижера: пригласили именно Карен, а не мужчину-скрипача! Мировой показ состоялся на NHK World.
В дополнение к концертной и камерной деятельности Карен Гомийо известна, как исполнитель музыки Танго и выступлениями со знаменитыми музыкантами этого направления.
Карен часто выступает с финским гитаристом Исмо Эскелиненом на Европейских фестивалях. В этом году с ним была запланирована запись диска.
Карен Гомийо продолжает радовать публику своими выступлениями в мировых турах. Попробуйте угнаться за молодой скрипачкой, сезон 2016-2017 невероятно насыщен, до 15 стран и оркестров в планах: Гонконг, Бразилия, Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Миннесота, Даллас и Юта, в США, Ванкувер, Торонто и Квебек в Канаде, туры по Австралии и Новой Зеландии.
Карен Гомийо очень увлечена современными композициями: она была исполнительницей на северо-американской премьере Концерта #2 немецкого композитора Маттиаса Пинчера с самим композитором в роли дирижера., а также латвийского кмпозитора Петериса Васкса “Vox Amoris” в сопровождении Лапландского камерного оркестра, и сотрудничала при создании камерных композиций немецкого композитора Йорга Видмана, финского композитора Олли Мустонена и Софьи Губайдуллиной.
В 2017-18 она исполнит Концерт для скрипки молодого американского композитора Сэма Адамса в США и Канаде.
Ана Соколович – сербские корни на Канадской земле –
гению нигде не тесно!
В 2015 году Фонд Émile-Nelligan присудил Ане Соколович престижную премию Serge-Garant. Президент жюри с большим почтением сказал об Ане:
«Возращаясь к родным корням и через самовыражение в живой и универсальной культуре, к которой причастна и наша тоже, Аня Соколович сочиняет музыку, никого не оставляющую равнодушным, будь мы здесь, в Монреале, или в Торонто, или в Эх-ан-Прованс, или в Белграде.»
Творчество композитора Ани Соколович высоко ценится в теперь Канаде. Ана Соколович – монреальский композитор сербского происхождения уже 20 лет живет в Монреале, а в настоящее время является преподавателем по композиции в университете Монреаля. Сегодня Ана Соколович – лауреат многочисленных премий и известный в мире композитор.
Ана родилась в Белграде. С детства она вращалась в творческой среде: занималась классическим балетом еще до того, как сделала первые шаги в театральном искусстве и в музыке. Она получила музыкальное образование в Сербии и в Монреале.
Творчество композитора Соколович наполнено восхищением перед разнообразием форм художественной экспрессии. Ее музыка, такая глубокая, но в то же время игривая, увлекает слушателя в мир ее богатого воображения, зачастую вдохновленного балканской народной музыкой – ее ассиметричными ритмами. Эти оригинальные веяния быстро получили признание в современном музыкальном мире в Квебеке и Канаде, и даже в мире. Так, у Ани Соколович нет отбоя от заказов: пьесы для оркестра, голоса и камерного оркестра, оперы и сценическая музыка.
Композитор Соколович – лауреат многочисленных престижных премий. Наверное, не все композиторы получают такое признание при жизни: 3 премии на Конкурсе молодых исполнителей Фонда SOCAN, первая премию на Национальном конкурсе молодых композиторов Radio-Canada в категории камерная музыка, а также гран-при во всех категориях, премия Joseph S. Stauffer от Совета по искусству Канады. В 2007, она названа Квебекским музыкальным советом композитором года и становится лауреатом престижнейшей Prix Opus. В 2008, Ана получает премию Jan V. Matejcek на ежегодном Гала-конценрте фонда SOCAN, ту же премию она получает и в 2012. В 2009, Соколович становится лауреатом престижной Премии Национального Центра Искусств в Оттаве, а с ней приходят заказы, сотрудничество и преподавание на 5-летний период.
Летом 2012, её опера “Свадьба-WEDDING”, написанная по заказу Queen of Puddings Music Theatre в Торонто, получает 6 номинаций вне конкурса при присуждении премии Доры Мейвор Мур и самую высокую оценку в категории “Выдающиеся современные музыкальные произведения / Опера” .
Мировая премьера «Свадьбы» состоялась в июне 2011 года в Berkeley Street Theatre в Торонто. Пресса с воодушевлением писала о музыкальном «открытии года». Европейская премьера прошла в 2015-м на фестивале в Экс-ан-Провансе. В мае 2017 года опера Соколович была впервые исполнена в России.
Общество современной музыки Квебека SMCQ отметило творческие достижения Ани Соколович в канун 20-летия ее прибывания в Канаде большим количеством мероприятий.
Недавно комрозитор Аня Соколович получила заказ от престижной компании Canadian Opera Company. Премьера запланирована на сезон 2019/20.
Несколько интересных фактов ______________________
Не отсюда ли концепция Девятой?
Девятая Симфония Дмитрий Шостакович (1906 – 1975) написана в первые послевоенные месяцы. Ее премьера вызвала противоречивые эмоции, но никого не оставила равнодушным. Видимо, большинство ожидало услышать посвященное победе над фашизмом произведение монументально-пафосное, а прозвучало сочинение миниатюрное, изящное, в чем-то перекликающееся с Четвертой Симфонией Малера. Дмитрию Шостаковичу никогда не было свойственно безмятежное веселье. Не случайно интонации симфонии заставляют вспомнить Малера, где он исходил из учения о комическом Жан-Поля Сартра: юмор – защитный смех: им человек спасается от от трагедий и от отчаяния, стремясь избежать «проклятых вопросов» о смысле бытия, столкновение с пошлым, а порою и страшным миром. Все это оказалось очень близким Шостаковичу.
Восточно-европейская душа
Бела Барток (1881 – 1945) родился в Австро-Венгрии, но считается восточно-европейским композитором. С этим легко согласится, обратившись к его биографии. С детства Бела Барток жил в Севлюше (ныне город Виноградов Закарпатской области Украины), затем семья переехала в словацкий город Банска-Быстрица. В Будапеште Бела Барток учился у ученика самого Ференца Листа. Бела Барток много путешествовал по Европе и США, побывал с гастролями в СССР, посетив Москву и Ленинград. И вот та ниточка, которая объединяет Дмитрия Шостаковича и Белу Барток в этом великолепном концерте : Барток был антифашистом и после прихода нацистов к власти отказался выступать в Германии. После аншлюса вышел из Союза композиторов Австрии и эвакуировал свои записи в Швейцарию. С началом Второй мировой войны эмигрировал в Нью-Йорк.
Билеты от 45$
(налоги дополн.)
OSM.CA / 514 842-9951