”Деловой Монреаль” — представляет, анализирует и обобщает предпринимательский опыт канадских бизнесменов и деловых людей. Отвечая на вопросы, наш гость рассказывает каким образом, зачем и с прицелом на какую именно выгоду построен его бизнес. При каких условиях он возможен и какой приносит доход. Вопросы задаются в интересах читателя. При этом интервьюируемый делится с нашими читателями опытом бизнеса, своими взглядами на жизнь, рассказывает о себе и своем отношении к иммиграции.
Не так давно в новостном монреальском сайте wemontreal.com была опубликована статья о появлении на рынке Канады двух новых брендов русской водки «Тундра» и «Ханская». Поставку от крупнейшего производителя водки в России государственной компании «Татспиртпром» осуществила канадская компания Caalco Distributors Corporation.*
У нас в гостях бизнесмен, руководитель и основатель компании, Юрий Баранов, имеет более чем 20-летний уникальный управленческий опыт, в том числе относительно алкогольного бизнеса в Канаде.
– Кто вы и откуда?
Всегда сложные для меня вопросы, особенно – откуда. Родился в Риге, детство провел на Дальнем Востоке, университет окончил снова в Риге, диссертацию защищал в Санкт-Петербурге, а теперь вот 20 лет – в Канаде.
– Помогли ли Вам в канадском бизнесе образование и профессия, которые Вы имели до иммиграции?
Дипломы университета, кандидата экономических наук и доктора экономики Латвийской Республики не довелось ни разу никому предъявлять в Канаде. А вот навыки исследовать проблему глубоко и реализовать проект от идеи до практического результата, бесспорно, использовались в полной мере. Разделяю точку зрения, что инвестиции в знания, как в личном плане, так и в бизнесе – самые эффективные инвестиции. Один мой коллега по-простому сформулировал эту мысль: «Знания, в отличие от денег, и карман не трут, и всегда при тебе, не потеряешь».
– Почему выбрали этот бизнес?
Сначала случайно, руководствуясь эмоциональным порывом. А потом, после длительного перерыва и серьезной подготовки – вполне осознанно.
В Новый год в 1998 году в Канаде на праздничный стол вопреки традиции не было возможности поставить бутылку «Советского шампанского». Тогда возникло просто ощущение, впоследствии подтвержденное аналитикой, что потенциал в этой стране для алкогольного бизнеса колоссальный. А тогда просто подумал: Как же так? В стране проживает полмиллиона человек, кто в статистических опросах указывает первым языком русский, плюс масса людей из бывших республик СССР, а “родного” новогоднего напитка в магазинах просто нет! «Henkel» есть, а «Советского»– нет.
– И что было дальше?
Прошел все процедурно-лицензионные процессы и в течение двух лет организовал по “Privateordering” поставку в Торонто контейнера этого замечательного напитка, произведенного на Рижском заводе шампанских вин. Из-за смены собственника (приобретен группой SPI, владеющей товарным знаком «Столичная») не успел тогда довести весь процесс до ситуации, когда «Советское» появилось бы на полках магазинов монополиста (LCBO). В прошлом году, уже являясь владельцем товарного знака на «Советское» шампанское, удалось через тендер LCBO произвести поставку вновь, но уже от Минского завода игристых вин.
– И что мешает добиться того, чтобы «Советское» стояло во всех магазинах и продавалось не только в Онтарио?
Уже ничего не мешает, нужно только время. Напиток действительно уникальный, это не «газированное вино» как иногда можно услышать. Изобретенную в 1928 году советским ученым Фроловым-Багреевым технологию Сталин положил в основу организации самого, пожалуй, массового в истории человечества производства игристого вина, построив 30 заводов в СССР. Объем его производства в 80-е годы приблизился к 200 миллионам литров. Множество стран, в том числе Франция, приобрели лицензию на технологию производства «Soviet sparkling wine». Однако, особенности канадского рынка алкоголя таковы, что для бизнеса наличия только “замечательного” продукта не достаточно, надо фокусироваться на том рыночном сегменте, где можно добиться наибольшего экономического результата. Поэтому последние три года я с партнерами основные усилия сосредоточил на импорте водки в Канаду как самом перспективном сегменте рынка с весьма благоприятной конкурентной средой.
– Вы хотите сказать, что конкуренция на рынке водки в Канаде не высокая?
Именно! Если посмотреть профессиональные отчеты, например, IWRS (International Wines & Spirits Researh), изучить сайты монополий (LCBO и SAQ), то обнаруживается, что количество водочных брендов исчисляется несколькими десятками. По всей 36-миллионной стране их порядка 70-ти. А, например, в 2-миллионной Латвии – в два с половиной раза больше. Я специально оценивал площади, занимаемые водкой в магазинах LCBO. Знаете сколько? Примерно 5-7% площадей. И это при том, что водка – в лидерах в денежном выражении среди алкогольных продуктов в Канаде и самый значимый в категории “Spirits”.
– И чем вы это объясняете?
Канадский рынок – фактически монопольный, а где монополия, там высокие прибыли и занять на таком рынке достойное место – удел не многих. Можно даже сказать, что на канадском алкогольном рынке, как и в любой монопольно организованной структуре, есть дефицит. Дефицит «Русской» водки. Звучит парадоксом?
– Действительно, что-то на память кроме «Русского стандарта» и «Столичной» ничего не приходит… Нет, еще «Белугу» вспомнил.
Так и есть. Точнее, так было в последние 20 лет. На днях можно будет купить онлайн на сайте LCBO.com две новых водки производства российского предприятия №1 по объемам производства «Татспиртпром» – «Тундра» и «Ханская». Еще месяцем раньше Caalco впервые для этой страны завела на рынок сразу четыре бренда белорусской водки производства Минского завода виноградных вин («Сваяк», «Налибоки», «Магнат» и «Статут»). Кстати, вы не правы, «Столичная» производится в Латвии, а товарный знак принадлежит группе SPI, Россия до сих пор оспаривает права на него в судах. Чтобы проиллюстрировать тезис о дефиците русской водки, задам встречный вопарос… угадайте, что общего в следующих русских именах, фамилиях и словах: Смирнов, Попов, Игорь, Юрий Долгорукий, Москова, Коломыка, Правда?
– И что же?
Это все названия водочных брендов, продаваемых в Канаде! Есть еще «Марушка» и «Русский принц». Но у них есть еще общая черта – все эти бренды производятся где угодно, но не в России, Украине или Беларуси, а большая половина названий – это водки, произведенные в Канаде. Это ли не показатель «дефицита» русской водки, не без маркетинговой смекалки удовлетворяемого в Канаде?
– Так в чем же сложность устранить этот дефицит?
Ленинский принцип успешной торговли «Покупай дешево, продавай дорого» здесь на работает. Мне часто говорят: «Я пробовал такое замечательное вино (водку, пиво, сидр, бальзам…), вот бы его начать поставлять в Канаду, такой бизнес можно сделать!». Главная сложность, помимо, конечно, овладения весьма специфическими для канадского алкогольного рынка знаниями и навыками, для достижения результата нужна мотивированность и даже я бы сказал – амбициозность всех участников процесса. Процесса возрождения величия русской водки. Лично я именно так смотрю на этот бизнес. Мне удалось выстроить деловые отношения с такими серьезными (помимо уже упомянутых) мировыми игроками в водочном бизнесе как «Алкогольная Сибирская Группа», Московский завод «Кристалл», белорусский Холдинг «Минск-Кристалл», «Бульбаш» … С кем-то, как видите, уже продвинулись, с другими в начале пути, но путь этот правильный. Республика Беларусь, кстати, в 2017 году стала мировым лидером по темпам роста экспорта водки в мире, хотя до настоящих (по объемам) лидеров – Швеции, Франции, Великобритании еще далеко. Как, увы, далеко и такой водочной державе как Россия, где 98% производимой водки потребляется. А Великобритания, между тем, экспортирует Scotch на 6 млрд. долларов и этот продукт ответственен за 20% всего ее экспорта в категории «Food & Beverages». Есть куда стремиться не только производителям, но и странам, не правда ли?
– Насколько я знаю, Вы пока поставляете водку в крупнейшую канадскую провинцию Онтарио, а когда планируете продажи в Квебеке?
Потому мы с вами и беседуем сегодня в Монреале, что в скором времени планируем поставлять. Провинция Онтарио – это 40% рынка Канады, а LCBO – самый крупный в мире закупщик алкоголя, ежегодно закупая его на 5 млрд. долларов. Начинать алкогольный бизнес в Канаде логичнее именно в этой провинции. А далее по списку…. Квебек, Британская Колумбия и Альберта – это более 80% рынка.
– Какое ваше любимое изречение?
Их не мало, но в бизнесе такое: “Think globally but act locally”
– Вы увлекаетесь спортом?
Раньше любимыми видами были шахматы и баскетбол, сейчас – только как болельщик к этим видам спорта отношусь, но 4-5 раз в неделю посещаю фитнес-клуб для поддержания формы.
– Что для Вас является мерилом успеха? Вы успешный человек?
Да, потому что я счастливый человек. Успех не всегда приводит к счастью, как многие полагают. Дескать, вот найду хорошую работу (заработаю миллион, уеду путешествовать и т.п. вещи) и, наконец, буду счастлив. Не так. Надо добиться ощущения счастья, а оно неизбежно приведет к успеху. В любом деле!
– Как вы добиваетесь этого ощущения счастья?
Выполняю чуть более десятка простых правил, всем известных, но не часто применяемых в жизни. Например, “Занимайся тем, что любишь и люби то, что делаешь”. А главное, понимать и применять на практике правило, что счастье – это сейчас. Как выразился один писатель: “Cчастье произошло от слова “сейчас” и его самый близкий синоним “сейчастье”.
– Что пожелаете читателям?
Вот счастья и пожелаю! Ну и тост под хорошую водку, русскую, конечно же… “За здоровье”
– Спасибо
Интервью подготовил Денис Данкофф
* CaAlco Distributors Corp. — лицензированная канадская компания, являющаяся дистрибьютором высококачественных алкогольных напитков из стран бывшего СССР на рынок Канады. Компания осуществляет деятельность на всей территории Канады.