Три интервью. Три студентки. Три личности. Три девушки, пробующих себя в журналистике и делающих успехи.
На прошлом занятии они брали интервью друг у друга.
Сегодня предлагаем Вашему вниманию первое интервью. Наша героиня – Мария Литвиненко. О ней интервью Юлии Иосэм.
Читатель газеты “Деловой Монреаль”, вероятно, не раз натыкался на объявление об открытых курсах журналистики, что каждую неделю проводятся в нашей редакции. Наверняка, хоть раз он задавался вопросом: “Что же это за курсы такие? С чем их едят, и кто руководит процессом?”
В рамках нашего проекта мы приоткроем журналистское закулисье, и на примере наших студентов покажем, кто же эти люди, что пишут репортажи и создают статьи, чего ждать от занятий и легко ли это, быть журналистом?
Сегодняшний материал посвящен Марии Литвиненко, ей 25 лет, в Монреаль она приехала из Киева, и, несмотря на имеющийся опыт в различных деловых сферах, начиная с флористики и заканчивая коворкингом, твёрдо решила попробовать себя на новом поприще. Подошел ли Маше мир журналистики, и как она оценивает эту индустрию, читайте в интервью ниже.
Мария, прошло чуть больше месяца как Вы посещаете Школу журналистики. Какие у Вас впечатления? Помогают ли курсы раскрыть Вашего внутреннего журналиста?
Изначально курсы журналистики я воспринимала как способ получения новых знаний, эмоций, знакомств с новыми людьми. Мне просто хотелось попробовать что-то новое. К тому же, я родилась и выросла в большом городе, и, приехав в Монреаль, столкнулась с острой нехваткой общения. Поэтому я искала место, которое могло бы дать эту свежую струю.
Я никогда в себе не видела и не ощущала журналиста или писателя, относилась к этому спокойно. Но курсы журналистики раскрыли это во мне, как бы подсказали, что в принципе я могу этим заниматься.
Ваше мнение: журналистами становятся или рождаются?
Я думаю, что человек может как родиться, так и вдохновиться на что-то. Если он талантлив в творчестве и есть какая-то волна, то тогда стать журналистом возможно. Но, скорее всего, журналистами рождаются.
А Вы могли бы стать журналистом, уже почувствовали эту волну вдохновения?
На сегодняшний день для меня журналистика – это всё-таки хобби. Я – человек точных цифр, бизнеса и мне больше нравится раскрываться именно в этом. Однако, на мой взгляд, творческую жилку надо всё же тренировать и находить для себя какие-то ответвления.
Тяжело ли Вам писать статьи?
Всё зависит от вдохновения. Иногда могу написать за час, перед тем как сдавать. А бывает такое, что вдохновение должно приходить несколько дней: перерабатываться, прорабатываться, если это какой-то эмоционально прожитый фрагмент. Но я не уверена, что смогла бы написать коммерческую статью, то есть: здесь, сейчас и срочно, высветлить её так, как оно должно быть.
Какие качества Вы можете выделить у нашего преподавателя?
Наш преподаватель Виктория очень располагает к себе. Она пытается донести до нас информацию максимально доступным языком, понимая, что мы никогда не были связаны с этой сферой. Мне импонирует, что Виктория практикующий журналист с большим опытом, а не просто педагог-теоретик. Всё, что происходит у нас на курсах, она пропускает через себя и каждый раз анализирует, что могло понравиться или не понравиться. Есть у неё очень человечная жилка и это важно.
Давайте с Вами поговорим о лице современной журналистики. На Ваш взгляд, какую роль выполняет пресса в условиях активного развития блогерства и создания различных медиа-площадок, где также генерируется и передается информация?
Однозначно, журналистика – это средство манипуляции, влияния на общество. С точки зрения моего личного опыта, журналистика на сегодняшний день – это сфера продажная. К сожалению, всё продается, всё заказывается. Сегодня у человека есть чуть больше средств и возможностей – и про него пишут хорошо, завтра у его конкурентов средств чуточку больше и человека могут сровнять с землей.
Получается, в свободные СМИ Вы не верите?
Считаю, что свободные СМИ – это творчество, а на творчестве особо не заработаешь. Журналисты такие же люди, как и все: нужно зарабатывать деньги, кормить семью. Думаю, для души можно вести журнальную колонку – может быть, и будешь востребован, но полноценный заработок будет давать коммерческая часть.
Вы говорите в основном о коммерческом элементе журналистики, о рекламе, но ведь журналистика намного шире. Взять, к примеру, такую функцию журналистики, как гласность. По Вашему мнению, журналисты, освещающие государственные или мировые события, не могут быть независимыми?
Я думаю, что да. Просто потому что независимых изданий крайне мало и им трудно выживать в современном мире. Любую статью можно подать с выгодной для кого-то точки зрения и редакции в любом случае кому-то принадлежат. Не могу судить о том, как это происходит здесь, но на Украине каждый канал, каждая радиоточка принадлежит либо какой-то группе компаний, либо человеку, который определенным образом связан с политикой, бизнесом.
Как Вы считаете, какие темы сегодня пользуются наибольшим спросом у аудитории, и какие материалы любите читать Вы?
Думаю, что нельзя так обобщать. Смотря, какая целевая аудитория, какой у нее возраст, в какой она стране. У каждой аудитории есть свои интересы.
Мне нравится смотреть научные каналы, телепередачи, читать исследования о химии, физике, космосе, теориях происхождения человечества. В целом, я люблю читать все новости из серии “сегодня и сейчас”. Я просыпаюсь, открываю фейсбук и просматриваю сформировавшуюся колонку сегодняшнего дня. Но от политики я немножко устала, потому что её слишком много и нужно фильтровать эту информацию для себя.
Мария, планируете ли Вы в дальнейшем связать свою жизнь с журналистикой и если да, то какую сферу жизни Вы хотели бы освещать?
Для меня журналистика была очень интересна с точки зрения происходящего за кулисами: как журналисты готовятся к статьям, интервью, некоторые лазейки, журналистские инструменты, которые показала наша преподаватель Виктория. Этот аспект мне интересен и я до сих пор пытаюсь его изучить, из каждого урока журналистики стараюсь что-то черпать для себя. Само собой, базовые знания – это интересно и нужно знать, но тонкие и жизненные обстоятельства мне больше импонируют для изучения.
Себя в журналистике на сегодняшний день я представляю плохо. Я считаю, что нужно оказаться в нужное время и в нужном месте. Если так совпадет, тогда это судьба. Но целенаправленно у меня нет цели искать себя в этом.
Послесловие
Для Марии курсы журналистики это, прежде всего, выход из зоны комфорта и проба себя в абсолютно новой сфере. Открытие творческого потенциала, расширение границ собственных возможностей, внесение свежей нотки в обыденную жизнь.
Будучи человеком деловым и амбициозным, она не боится делать выводы, выражать свое мнение. Суждения её о журналистике довольно резки и прямолинейны, но даже несогласный с ними читатель отметит откровенность и свежесть формулировок. А искренность, как мы знаем, никого не оставляет равнодушным.
Мир журналистики многогранен, со своими камнями и подводными течениями, зайти в него трудно, остаться чистым и на плаву – ещё сложнее. Марию это не пугает. Она готова пробовать и не боится трудностей.
В ходе интервью Мария оценила своё пребывание на курсах как “личный эксперимент”, который, на наш взгляд, обязательно закончится чем-то продуктивным и, если не в сфере журналистики, то непременно где-то ещё.
Интервью подготовила Иосэм Юлия