Новости Авторы В мире путешествий с Оксаной Толстых. Что мы знаем о коренных жителях Канады?

В мире путешествий с Оксаной Толстых. Что мы знаем о коренных жителях Канады?

На него невозможно было не обратить внимание: 2 метра ростом, орлиный профиль (теперь я точно знаю, что это такое), изумительный бирюзовый оттенок костюма! Я на него смотрела, смотрела, смотрела! А потом он, понимая, что я сверлю его глазами, заулыбался и говорит: “Хочешь сфотографироваться?” Я кинулась к нем, это большая редкость для индейца делать такие предложения, они вообще не сторонники фотографироваться! 


Все торжества у североамериканских индейцев по случаю празднования POW WOW завершились. Участники разъехались по своим домам и племенам. Я не буду вам рассказывать про этот праздник никаких подробностей, вы с легкостью найдете эту информацию на других сайтах. И немного я уже говорила об этом в анонсе – POW WOW – праздник североамериканских индейцев.

Давайте, мы – гости, приглашенные на этот праздник, зададим себе следующие вопросы:

  • что мы вообще знаем о первых нациях Канады (First Nations)?
  • сколько их всего на сегодняшний день проживает в Канаде?
  • в какой провинции их больше? а в какой меньше?
  • какая у них средняя продолжительность жизни?
  • говорят ли они дома на своем родном языке, или уже без английского и французского языков комфортно проживать на территории просторной Канады им не представляется возможным? и т.д.

Все эти вопросы мелькали у меня в голове во время самого торжества в городке Оданак, куда я и приехала, чтобы увидеть первый раз этот праздник. Почему я выбрала из множества мест именно это для своего визита, читайте предыдущие статьи:

Итак…

1.1867 год – год образования канадской конфедерации, 150 лет которой мы всей страной отмечали в прошлом году, именно в этом 1867 году по переписи индейского населения после долгого и не всегда дружественного процесса привыкания друг к другу индейцев и европейцев насчитывалось всего лишь 100 – 120 тыс. человек по всей Канаде. Сегодня же только в одной провинции Квебек численность населения коренных жителей около 142 тыс. человек. Они представлены десятью группами индейских племен и северным народом – инуиты.

Именно этот мужчина из всех представителей аборигенного населения, которые присутствовали на празднике POW WOW в Оданаке, вызывал у меня своим внешним видом чувство грусти. Посмотрите в его глаза: в них и боль, и задумчивость, и безумная глубина


2. Существует такое понятие как “зарегистрированное аборигенное население Канады” – это индейцы (около 69%), метисы  – потомки смешанных семей индейцев и европейцев (около 26%) и эскимосы или инуиты (около 5%). Все эти три группы определены конституцией, как коренные народы Канады. Но есть еще и те, кто претендует на статус своего аборигенного происхождения, но не имеет достаточных доказательств. По переписи населения в середине 90-х годов около 1,1 млн человек имели статус аборигенного происхождения. Посмотрите, какой прирост по сравнению с 1867 годом, когда их оставалось только около 120 тыс. А уже в 2016 году эта цифра достигла 1.6 млн человек, что составляет примерно 4 % от всего населения Канады.

Когда индейцы племени Абенакис кружились в танце, то это было действительно очень колоритно и ярко. Они всех желающих приглашали в шумную компанию. И я решилась на это дважды. Как сказал мне один из самых пожилых гостей, который приехал из Штата Вермонт (США): “Не пытайся заучить движения, танец должен быть от сердца…”


3. Расселение аборигенного населения по стране происходит совершенно неравномерно:

  • Манитоба, Альберта и Саскачеван – около 45%
  • Британская Колумбия – около 18 %
  • Онтарио – около 17%
  • Квебек – около 9 %
  • все Атлантические провинции – около 5 %
  • Северо – Западные территории и Юкон – около 5 %
  • Нунавут – около 1 %

Интересно то, что именно в Северо – Западных территориях, Юконе и Нунавуте коренные жители являются значительной, если не основной, частью населения. Например, в Нунавуте 85 % населения это инуиты.

На изготовление костюма для ежегодного торжества индеец тратит около месяца. Как правило, он делает это самостоятельно, вручную и без привлечения помощи со стороны своей супруги или других членов семьи. Глядя на некоторых участников праздника, думалось: “Встреть я его на улице и без костюма, никогда бы не поняла, что он – потомственный индеец!”


4. Средний возраст коренного населения Канады около 27 лет! И это связано не с высокой рождаемостью и большим количеством детей в семье, к сожалению, эта статистика – результат более короткой продолжительности жизни.

Именно этот индеец из Штата Вермонт (США) рассказывал мне про таинства танца, который должен быть от сердца.

А это – маленький участник торжества. Он всегда выходил танцевать со своим отцом и был очень серьезен.

А вот еще один воин…


5. 8 из 10-ти коренных жителей Канады на сегодняшний день проживают в Онтарио и остальных провинциях Канады, которые располагаются западнее. Около 25 000 коренных жителей страны имеют запись регистрации в нескольких провинциях, что подтверждает их все еще кочевой образ жизни, а также говорит и о том, что малая часть от всего общего количества готова покидать зоны резерваций и отправляться за лучшей жизнью за пределы своего постоянного места жительста.

Я с жадностью вглядывалась в детали костюмов индейцев, ведь они были все, как из фильмов моего детства. Вы только посмотрите на эту красоту, а какие бубенчики, а как они звенят во время танца!


6. Дети аборигенов чаще проживают в больших семьях вместе со своими родителями, а также бабушками и дедушками нежели их канадские сверстники неаборигенного происхождения. Маленький пример: в 2006 году каждый третий из десяти ребенок – инуит возрастом до 6 лет проживал со своими братьями и сестрами, которых уже 3-е помимо него самого!

Советским людям очень даже понятен этот процесс долгого проживания с родителями, бабушками и дедушками. У нас это называлось Счастливое Детство. Бабушкина квартира напротив на одной площадке, или в том же подъезде, или в том же доме, ну, уж на крайний случай в соседнем доме. Такая территориальная близость всегда была залогом ежедневных вкусных бабушкиных пирожков и долгой прогулки по дороге домой из школы. Помните, как это было?


7. Практически сразу же после обнаружения нового континента европейцы стали вовлекать местное население в свою культуру, язык, религию, но официально первые школы – интернаты для коренных жителей или “индустриальные школы” открываются в 1883 году в Северо-Западных территориях, а затем быстро и широко распространились по всей территории страны. Основной задачей таких школ – интернатов было обучение местного населения различным промышленным ремеслам. У нас в Квебеке это тоже происходило. Подробные фото в этих публикациях: Туристическая индустрия аборигенов Канады: музей племени Абенаки и В гостях у племени Абенаки.

Головной убор индейского воина – это впечатляющий головной убор из перьев, и эти уборы можно часто видеть в западных фильмах и телевизионных шоу по тематике североамериканских индейцев. Но мало кто знает, что такие перья могли и могут носить только представители нескольких индейских племен, в их числе одно из самых многочисленных племен Канады Алгонкуин (Algonkin, Algonquin). Как правило, такой головной убор изготавливался из орлиных перьев или перьев птицы беркут. Каждое перо, по идее, означало какой-либо мужественный поступок, который совершил владелец головного убора.


8. По статистике 2011 года около 600 племен проживало на тот период в Канаде. Все эти племена были распределены неравномерно по стране и проживали в резервациях, которых насчитывалось около 2370. Эти все территории определены, как резервации, но реально заселены только около 900. Средний размер резервации в Канаде около 2-х тысяч гектаров. Вот как об этом пишут исследователи С. Оун и Д. Грир из Университета Виктории: “С насаждением европейской формы правления в XIX веке традиционные земли коренного населения отбирались именем Короны, обычно без договора, а аборигенное население концентрировалось в маленьких “резервациях”, которые и близко не напоминали территории, некогда обеспечивавшие поддержание их образа жизни. Леса на землях Короны тогда, как и сейчас, покрывали свыше 90% земельного фонда провинции…”. Исторически в Канаде использовались два пути построения “взаимоотношений” с коренным населением – создание резерваций и ассимиляция с пришлым населением.


9. Достаточно высок уровень преступности среди аборигенного населения, по статистике даже 20-летней давности мы можем проследить, что 17% всех заключенных в тюрьмах Канады – это коренное население, а ведь они составляют наименьшую группу населения Канады в целом. Уровень самоубийств среди подростков до 15 лет у них выше в 5 раз по сравнению со сверстниками других этнических групп.

Это холодное оружие – элемент костюма одного из индейцев, который стоит слева от меня на следующем фото. Он сам предложил его рассмотреть и дал нам его в руки, это редкость… После основных торжеств было объявлено: “Если вы видите, что на земле лежит что-то от костюма индейца (перья, ткань и т.д.), то вы не можете это брать в руки, вы должны сообщить об этом владельцу или другому представителю общины”. А тут вдруг сам предложил и дал в руках подержать. Я же говорю, редкость!


10. Основным законодательным актом, регулирующим отношения между коренными народами и правительством Канады, является Закон об индейцах (Indian Act) от 1876 года с последующими поправками, последние из которых относятся к 1996 году. Закон касается главным образом земельных отношений, но также регулирует общественные структуры, образование, сельское хозяйство, использование недр на территориях коренного населения, ограничения по продаже алкогольных напитков и т.д. В Канаде, как считают местные специалисты, единый закон об аборигенах позволяет избежать различной трактовки и несистемности в государственной политике в отличие, например, от США, где действует более четырех тысяч различных актов в этой области.

Несмотря на все проблемы, которые присутствовали и раньше, и сейчас в жизни коренного населения Канады, хочется верить, что мыслят они позитивно. Все костюмы у гостей фестиваля, а так же и продукция на продажу очень яркая, очень привлекательная. Достаточно посмотреть на фото выше. Разве это не прелесть? 

Конечно, без сувенира я уйти не смогла…


11. И в завершении этого большого материала хочется вам показать, как это было. Не забудьте прочитать комментарии к видеосюжетам.

 

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале.

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Копирование и репродукция новостных материалов - исключительно с разрешения администрации сайта WEmontreal

Please fill the required fields*