В осенние дни, когда Канада отмечает Хэллоуин, наш торонтский автор тоже задумалась о мистическом…
Много лет назад я читала своей маленькой кузине «Сказки народов мира». Начала читать французскую сказку. Там говорилось, что жили-были король с королевой, и была у них дочь. Королева умерла, а дочь выросла и превратилась в писаную красавицу – такую красивую, что отец влюбился в нее и захотел на ней жениться…
Я прервала чтение и сказала ребенку, что эта сказка плохая, и мы будем читать другую.
Далее следовала кавказская сказка. Какого именно народа – говорить не буду. Итак, у старика был сын, молодой парень. У парня были друзья, которые не нравились его отцу. Он считал их безответственными, и ненадежными. Но сын ему не верил и продолжал дружить с этими ребятами… Однажды сын пришел и увидел на полу кровь и что-то, похожее на тело, завернутое в ковер. Отец сказал, что он случайно убил человека, надо спрятать труп, и попросил сына позвать его друзей чтобы это сделать. Сын сбегал ко всем друзьям, но они отказались. Тогда отец сказал: «Смотри, как поступят мои друзья». Все старики, друзья отца, пришли по его зову помогать прятать труп.
Я это к чему пишу… К тому, что сказки – великое дело. И читать их полезно и взрослым, чтобы понять что к чему в современном мире.
Вы поди подумали, что кавказская сказка о кровожадности? Нет. Оказалось, отец убил барана… А сказка – о настоящей дружбе и смелости. (Прятать трупы – это нехорошо, но идея-то сказки в том, что настоящий друг согласен рисковать своим будущим ради твоего спасения).
Французская же сказка – это, по сути, прелюдия к тем процессам, которые происходят сейчас в Европе – попыткам узаконить инцест. Как видите, такого рода похотью Европа страдает давно.
А давайте возьмем русские сказки. Принято считать, что Емеля – образ ленивого русского, который лежит на печи и мечтает чтобы ведра сами по воду ходили… Но как может такое быть, что ленивый народ освоил столь огромные территории? Причем, очень холодные земли, для освоения которых надо было придумать много приспособлений, и трудиться на непаханой целине с утра до вечера?
Нет, Емеля мечтает о таком чуде как ходячие ведра именно потому, что он очень устал. Он пахарь. Его народ – земледелец. Не торговец, не посредник, а производитель. Кормилец. Он занимается тяжелым физическим трудом. В короткое русское лето он должен провернуть немыслимый объем работ, чтобы все остальные прохладно-холодные девять месяцев его семья не умерла с голоду. Вспахать, засеять, прополоть, выкопать, скосить, привезти домой, уложить так, чтобы не пропало… Корову утром проводить на поле, вечером встретить, подоить, обиходить… Грибы-ягоды собрать, насушить, насолить, накрутить… Холст соткать, покрасить, сшить, вышить… Детишек научить делать то и другое… Дрова наколоть, зерно намолоть, печь растопить, хлеб испечь, кашу сварить…
Упашется крестьянин, упадет на печку, согреть простуженные чресла (в холодной воде бродился, сети расставлял; в ледяной воде белье стирала), и вспоминает, засыпая: а воду-то не принес… И мечтает: вот бы ведра сами по воду ходили…
А вообще, все русские сказки – о жертвенной любви. В основном это любовь матери и старшей сестры. А злодеи, которые там появляются, они и сейчас есть. Просто чтобы не разъяснять детишкам разные неприличные вещи, похитителей детей называли то гусями-лебедями, то Бабой Ягой.
Говорили родители девочке чтобы с братика глаз не спускала, а она увлеклась и убежала с девочками гулять. И в это время налетели гуси-лебеди и унесли Ванечку…
Как вы понимаете, детям не будут рассказывать, что пришел педофил или табор и увел ребенка со двора. Пусть будут гуси-лебеди.
И любовь сестры, ее жертвенное желание найти ребенка во что бы то ни стало, преодолеть все препятствия, помогают ей спасти братишку. Причем, искать его идет именно сестра, не мать и не отец. Почему? Потому, что у отца и матери еще пять-восемь детей, и работа, без которой эти дети погибнут.
Сказки, подобные «Гусям-лебедям» – о преступлениях против детей. О похищении их.
А есть сказки о том, как безграничная любовь помогает преодолеть психические болезни, отставание в развитии. Помните, Аленушка предупреждает братца Иванушку не пить из лужи, а то он превратится в козленочка? Но Иванушка пьет и превращается… И снова сестра, как вторая, менее занятая мама, спасает этого ребенка… В сказке – путем разных приключений, а в действительности пока мать занята в поле, именно старшая сестра занимается с ребенком, играет с ним, разговаривает с ним, тянет его до уровня других детей… Вот оттого и превращается козленочек снова в Иванушку.
В европейском варианте это сказка «Снежная королева». Помните, у Кая изменился характер, он стал холодным и перестал любить Герду, расхотел с ней играть, когда ему в глаз попал осколок кривого зеркала, разбитого троллями? Кай стал видеть мир иначе… Ну, чем не аутизм? И снова любовь близкого друга или даже сестренки (не помню кто она ему), упорное ее желание вернуть того, прежнего Кая, который любил всех и играл со сверстниками, который видел мир так же, как все прочие люди, возвращают мальчику здоровье. Болезнь в сказке выступает в образе Снежной королевы.
Сказки раскрывают идеалы народа и в завуалированной, приспособленной для восприятия ребенка форме, повествуют о тех же самых проблемах, которые есть у этого народа и сейчас.
Вспомните хотя бы древнегреческие мифы. Там боги ну чисто как люди – ссорятся, мстят, разыгрывают друг друга, завидуют, ревнуют, клевещут. Мало занимаются своим прямым делом, а все больше пьют амброзию и ловят нимф в лесах… Вот тебе и долги у Греции.
Предпочтение в сказках характеризует и человека. Вспомните какая у вас любимая сказка.
У меня – «Золушка». Всегда хочется, чтобы хорошая, милая девушка, получила вдруг за все свои труды и мытарства красивое платье, хрустальные башмачки, принца и королевство в придачу. Это я о себе, конечно… Хоть девушке уже под полтинник, а за труды и мытарства все еще хочется чего-то получить…
И еще люблю «Золотую антилопу», которая помогает бедному мальчику, а разных соросов, ротшильдов и рокфеллеров – буржуинов проклятых, засыпает золотыми монетами насмерть. Ну это уже моя глобальная мечта. Чтобы землю – крестьянам, фабрики – рабочим, а «душителей людей» – на мыло.
Эвелина Азаева
Все статьи читайте в Блоге Эвелины Азаевой
Fb: Evelina Azaeva