ПРЕДИСЛОВИЕ
Этой статьей мы открываем постоянную рубрику «Даосизм в современном мире. Раскрытие скрытого смысла явлений». В этой рубрике мы поближе ознакомимся с древним учением даосизма, возникшим примерно две с половиной тысячи лет тому назад. Эта рубрика будет представлять интерес для тех людей, которые уже знакомы с этим учением, а также для тех, кто не имеет никакого представления о даосизме.
Наверное, многие слышали имя Лао Цзы (Старый Мудрец). Этот человек известен прежде всего как основоположник даосизма и автор книги «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства») созданной в VI веке до н.э. Если исходить из значимости этого литературного произведения для развития философской мысли и общей культуры, то автора можно смело поставить в один ряд с великими пророками человечества — Заратустрой, Моисеем, Буддой, Христом, Мохаммедом. Эта книга суммировала в себе те основные положения, которые впоследствии легли в основу практики даосизма. С тех пор «Дао дэ дзин» была переведена на десятки языков. Предположительно к тексту написано около полутора тысяч комментариев. И далеко не в последнюю очередь причина такой невероятной популярности книги кроется в поразительной точности отображения в ней действительности бытия.
Книга написана исключительно емким и компактным, но в то же самое время архаичным языком. Настало время заглянуть вглубь мудрых изречений Лао Цзы, понять их скрытый смысл. Древняя книга должна быть изложена современным научно-популярным, всем понятным языком. Тогда она действительно сможет нас научить тому, как разобраться в структуре бытия, как жить правильно, как понимать и ценить жизнь. Потому что все, что происходило в древнем мире, происходит и сейчас и будет предсказуемо происходить в будущем. Система вещей остается той же самой. Меняется внешняя сторона, меняются детали, но суть структуры Мирозданья остается одной и той же.
Сегодня одной из главных проблем западного общества является ситуация почти тотального абсурда, господство ложных и вредных идей, привнесенных определенными силами и как следствие — резкое ослабление внутренней интеграции общества, его быстрая деградация и надвигающиеся катастрофы, неизбежно с подобной деградацией связанные. Древняя мудрость Дао должна быть доведена в первую очередь до молодого поколения, потому что этому поколению предстоит нести на своих плечах бремя цивилизации уже лет через пятнадцать-двадцать. Послание Старого Мудреца должно просочиться в умы молодых, как эффективное противоядие против той гнилости и косности, которые сегодня неумолимо берут верх в нашем стремительно деградирующем обществе. И это хотя бы отчасти может помочь этому поколению не стать «потерянным поколением».
Есть неплохая максима: «Хорошее воспитание — это умение действовать правильно в любой, даже самой трудной ситуации». Литература — один из важнейших инструментов воспитания, и ее глубинная, истинная функция — помогать человеку успешно справляться с вызовами жизни здесь и сейчас. И для этого смысл и дух древней книги должен быть бережно перенесен в текущий момент. Это и является основной идеей этой рубрики – наши комментарии помогут читателю ознакомиться поближе с мудростью даосизма, уловить сокровенный смысл древнего текста, найти ответы на свои вопросы.
В книге «Дао Дэ Цзин» 81 глава. Ниже приведены комментарии, которые насыщены ссылками на современную науку — физику, биологию, анатомию, физиологию, квантовую механику, астрономию, психологию, а также отрывками из священных текстов и произведений великих философов прошлого и настоящего, в частности изречениями другого гиганта Древнего мира — Экклезиаста. Эти изречения зеркально отражают мудрость Лао Цзы и одновременно подкрепляют ее, неопровержимо доказывая что жемчужины мудрости — от единого пастыря. Все это поможет читателю намного лучше понять послания из седой античности, правильно соотнести древнюю мудрость с реалиями сегодняшнего дня.
* В научной литературе Лао Цзы фигурирует как древнекитайский философ VI—V вв. до н. э. Ему приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао дэ цзин», его также считают основоположником даосизма.
КОММЕНТАРИИ
(отрывки из книги «Дао Дэ Цзин для 21-го века. Даосский алгоритм успеха и победы». В данных комментариях оригинальный текст «Дао Дэ Цзин» в переводе Ян Хин Шуна выделен курсивом)
Глава 1
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ДАО.
МАТЕРИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЕЕ ПРИРОДЫ
1. 1. Дао, которое может быть выражено словами, не есть извечное Дао.
Дао — это всего лишь приблизительное выражение абсолютной истины, которое охватывает лишь то, что доступно человеческому пониманию. Оно настолько точно, насколько мозг, привыкший оперировать объектами в третьем измерении (пространственно-временном континууме), может понять и объективно оценить ощущения, приобретенные сверхчувственным методом, а также, насколько человек сможет это выразить на своем языке. Но человеческий мозг до конца не может понять Истину, человеческий язык не может ее выразить, и потому такое выражение приблизительно. Имена и понятия являются отражением представлений индивида об окружающем мире, основанном на человеческой обусловленности, своего рода базе данных. Эта база данных — следствие ограниченного опыта, восприятия, основанного на органах чувств: зрении, осязании, слухе, обонянии, вкусе.
Следовательно, присвоение названия Дао является его ограничением, принижением до уровня нашего восприятия и трактовки явлений. Люди постоянно стараются присвоить Дао различные имена, в соответствии со своим пониманием вещей и окружающей среды. Поэтому в мире так много недоразумений по самым разным вопросам.
1. 2. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Мир текуч, в нем постоянно происходят различные события, ситуация все время меняется. Только лишь закон изменения вечен, он является составной частью Дао. Изменяются только те вещи, которые обладают формами и воспринимаются нами в третьем измерении. У Дао нет имени. Оно бесформенно, невидимо, беспредельно во времени и пространстве, Оно проникает во все формы. Какое же имя можно ему подобрать?
1. 3. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.
Безымянное — это именно та невидимая субстанция, которая дает начало всему и проникает во все вещи, независимо от их плотности. Это Источник Жизни, Изначальная Сущность. Безымянное и обладающее именем — в своей основе суть одно и то же. Это — темная материя, не видимая глазом, которую нельзя вычислить или измерить никакими приборами, доступными современной науке. Этой материи присуща врожденная мудрость и абсолютное постоянство, она существовала еще до начала вещей.
1. 4. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Обычный человек видит мир через призму своей обусловленности. Его страсти или эмоциональные привязанности являются результатом неправильно приобретенного опыта. Они очень сильны, эти эмоциональные привязки. Это связь реакции нервной системы с выделением определенных гормонов. Эти привязки являются определяющим фактором реактивности в мировосприятии, основными причинами серьезных ошибок и тупиковых направлений деятельности человека. Избавиться от них чрезвычайно сложно, особенно в той ситуации, в которой образование, религия, средства массовой информации максимально этому препятствуют. Совокупность эмоциональных привязок частично создает понятие ложной личности. Все работающие системы духовного развития в своей практике применяют методы постепенного ослабления этого ложного, вредоносного эго.
Значительное ослабление эго неизбежно нейтрализует мощные фильтры обусловленности и делает возможным непосредственное восприятие реальности (видение чудесной тайны).
В области духовного развития эго, или по-другому, ложная личность/животная природа человека представляется тяжелым гнетом, основной причиной адских мучений души после смерти физического тела, основными якорями, держащими душу на привязи земных страстей. Стремление к почестям, славе, богатству, сознание собственной важности и значительности — это все аспекты низшей природы человека. Аннигиляция эго помогает человеку стать гибким и естественным, помогает видеть вещи в реальном энергетическом аспекте. Обусловленный человек с сильным эго, с наличием эмоциональных привязок видит предметы только в формах трехмерного мира.
Действие эмоциональных блоков намертво тормозит голос разума и заставляет человека делать глупейшие вещи. Наслоения ложного знания уводят в сторону от рационального восприятия действительности и заставляют бросаться в крайности. Это прямая дорога к экстремизму любого толка — религиозному, политическому, социальному, научному, философскому.
Эффективное промывание мозгов всегда основывается на манипулировании эмоциональными рычагами, т. е. игре на слабых струнах человеческой психики. Всякого рода так называемые харизматичные религиозные гуру, идеологические вожди определенных социальных групп, программа которых характеризуется отсутствием каких-либо фактов, доказательств, здравого смысла и наличием лицемерия, двойных стандартов и лжетолерантности, затем лидеры всякого рода деструктивных культов, которые в своей практике используют неэтичные манипулятивные техники убеждения и группового психологического давления — все они более или менее умело пользуются этим инструментом.
Иногда эго может исподволь навязывать гипертрофированное желание свободы от материального мира, практику неумеренной аскезы, всякого рода «духовной работы», которая ведет к еще большему разбуханию его определенных аспектов. Излечение и постепенное избавление от крайностей всякого рода — это Срединный Путь, путь умеренности и постепенности.
1. 5. Безымянное и Обладающее Именем – одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Безымянное и Обладающее Именем имеют общий аспект происхождения от одного и того же источника. Безымянное — это тончайшая энергия, электромагнитые волны, квантовый мир, нагваль, мир чистых энергий. Обладающее именем — это то, что мы видим, то что мы можем осязать, обонять, трогать, ощущать, дать название, это твердые, жидкие и газообразные предметы материального мира, это события, тональ, тварной мир. Но это все имеет одну первопричину — Волю Дао, Источник Бытия.
1. 6. Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.
Тут мы говорим о феномене корпускулярно-волнового дуализма, т. е. о превращении энергии в материю и наоборот, о квантовом переходе из видимого мира материальных объектов в мир чистых энергий, о коренном изменении природы материи. Этот феномен был известен издревле, он пришел к нам из древних шаманских практик. Один из отцов-основоположников квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Луи де Бройль сформулировал в 1923 г. гипотезу об универсальности корпускулярно-волнового дуализма. В этой гипотезе де Бройль утверждал, что каждый микрообъект обладает как корпускулярными характеристиками (энергией и импульсом), так и волновыми (частотой и длиной волны). В дальнейшем гипотеза де Бройля была подтверждена экспериментально, в список микрообъектов, наряду с другими частицами, вошли протоны и нейтроны. Факт экспериментального доказательства наличия у микрочастиц волновых свойств буквально перевернул представления науки об их свойствах и одновременно вскрыл интереснейшее явление природы — двойственность материи.
Окончательный приговор ученых звучит примерно так: всем микрообъектам присущи одновременно и корпускулярные, и волновые свойства, но в то же самое время любую из микрочастиц нельзя считать ни частицей, ни волной.
Одним словом, микрообъект может потенциально проявить себя либо как частица, либо как волна. В различных объектах, в зависимости от внешних условий, проявляется то одно, то другое свойство.
В свете открытия такого масштаба перед учеными немедлено встал ряд непростых вопросов, один из важнейших — наличие корпускулярно-волновых свойств у больших и сложных организмов. Были проведены эксперименты, которые однозначно не подтвердили наличие этих свойств у макрообъектов. Проблема в том, что длина волны у таких объектов находится в пределах, недоступных современной науке для наблюдения. Таким образом, ученые сделали довольно поспешное заключение о наличии у макрообъектов только корпускулярных характеристик и отсутствии волновых. Но насколько исчерпывающими были результаты исследований и насколько результатам этих экспериментов можно доверять?
Люди, далеко продвинувшиеся в своем духовном развитии, в различные периоды человеческой истории обладали редчайшим умением контролировать переход материи в электромагнитную волну. Ключ к корпускулярно-волновому дуализму — огромный избыток биоэнергии у отдельно взятого индивида, который позволяет совершить скачок из одного измерения в другое, и обратно. Основные составляющие феномена — высочайшая энергетика, мощная тренированная воля, четко сформулированное намерение и полное подчинение низшей, животной природы человека. Все эти факторы позволяют сделать прорыв в другое измерение, который есть не что иное, как фундаментальное изменение природы восприятия, его перевод с уровня крупного объекта — физического тела на уровень элементарных частиц, что позволяет таким образом крупному объекту приобрести волновые свойства.
Именно процесс, при котором материя переходит в волну энергии и волна энергии переходит обратно в состояние материи, и есть дверь ко всему чудесному.
История знает всего лишь несколько сотен людей, которым удалось прорваться на такой уровень развития. В тибетском буддизме существует так называемая практика «радужного тела», при которой после физической смерти тело человека исчезает сразу же или по прошествии нескольких дней. Даосы, шаманы, буддисты, суфии, поднявшиеся в своем развитии на очень высокий уровень, могли совершать квантовый скачок. Они овладели тайной перевода материи в энергию и обратно через многолетнюю, упорную и целенаправленную практику.
(Продолжение следует: комментарии ко второй главе «Дао Дэ Цзин»)
Автор: Димитрий Ибери
Преподаватель (Сифу) китайских внутренних боевых искусств (Синьичуань, Багуачуань, Тайцзычуань и Люхэбафачуань), различных видов цигуна и даосской медитации. Многолетний инструктор CCKSF (Canadian Chi
Все статьи читайте в блоге Дмитрия Ибери