Вы помните прошлогодние наводнения в Западной части острова? Дома, целые улицы, оказались заложниками стихии – растаявшим снегом вкупе с вышедшей из берегов реки! Я прекрасно помню – меня от зоны наводнения отделяло половина улицы! Каких-то сто метров… И это было страшно! Прошлой весной было затоплено 5 584 дома и эвакуировано 7 566 человек. Наверное, вы помните и то, что творилось в пригородах нашего города, например, в городке Сент-Март-сюр-ле-Лак. Город затопило так быстро, что жители, покидая дома, не успевали собрать личные вещи. Пожарные и полицейские стучали в каждый дом, объявляя о необходимости срочно эвакуироваться. К этому времени уже невозможно было воспользоваться автомобилем, чтобы покинуть город, в некоторых местах вода доходила до уровня груди взрослого человека. Большинство домов было затоплено. В соседнем городке открыли для эвакуированных два приюта.
Такой же ужас был и на моем Роксборо, где эвакуировали семьи из затопленных домов, в уровень воды был таким, что у домов были видны лишь верхние этажи. Бунгало попросту были под водой. Мешки с песком, не везде еще убранные, своим видом напоминают о том, что здесь творилось в прошлом апреле. Не так давно история с наводнением получила продолжение. Дело в том, что существует так называемая карта наводнений. Дома, хотя бы раз затопленные в результате паводков или другой подобной стихии, попадают на эту карту. Тысячи домов «обогатили» эту карту прошлой весной и весной 2017 года. Теперь же жители умоляют удалить их дома из этого печального реестра.
По словам владельцев, благодаря обширной реконструкции подземной инфраструктуры района и всему, что город делал после беды, которая разразилась в 2017 году, ряд домов на сегодняшний день находится в полной безопасности и им не страшны никакие паводки Ривьер-де-Прери. Один из жителей Пиеррефонда негодует из-за того, что когда три года назад во время наводнения его подвал был затоплен, вся улица, на которой проживает этот человек, была помещена на карту наводнений. И, как результат – невозможность для него получить полное страховое покрытие или хотя бы разрешение на ремонт. А уж тем более – продать свой дом по приличной цене. Он, а звать его Ицик Романо, а также целый ряд его соседей и товарищей по несчастью, не хочет, чтобы его дом находился на подобной карте. Поскольку после наводнения 2017 года, его дом не затоплялся, а значит, власти предприняли шаги, чтобы исключить его улицу из категории рисковых в момент паводков.
Тем не менее, скоро опять апрель… И что он нам готовит – никто не знает. А поэтому, создалась группа активистов, которая призывает городские власти Монреаля быстро, уже не откладывая, приступить к установке постоянных дамб вдоль реки, а не полагаться на спешно возведенные временные сооружения из наполненных водой пузырей и мешков с песком, как это было прошлой весной. «Готовь сани летом» – поговорка, судя по всему, никогда не потеряющая своей актуальности. «Мы знаем, что если они поставят эти решения на постоянную основу, мы не будем затоплены», – сказал уже знакомый нам Романо.
Города по всему миру на протяжении многих поколений сдерживали наводнения, строя надежные дамбы и используя другие проверенные временем методы. А значит, в связи с участившимися паводками, теперь пришло время Монреалю сделать то же самое. Мэр города Джим Бейс соглашается, и он призывает мэра Монреаля Валери Планте действовать сейчас, а не тратить годы на обсуждение возможных решений. Он говорит, что это обязанность мэра города – привлечь к этому делу провинциальные и федеральные правительства и обеспечить, чтобы владельцы недвижимости, чьи дома больше не подвергаются риску наводнения теперь, когда приняты меры по смягчению последствий, не страдали от последствий включения их имущества в карты наводнений.
Безусловно, не все дома можно убрать с этой карты. Район Пиеррефонд-Роксборо является прибрежным, и дома, находящиеся в непосредственной близости к реке, удалены с этой карты быть не могут. Но все же те дома, которые вторично не испытали на себе несчастья быть затопленными, смело могут попрощаться с этой картой. Ведь иначе их не продать, не получить за ущерб достойной выплаты. То есть, их владельцы со всех сторон в убытках. А это не совсем правильно. Тем не менее, мэр Бейс говорит: «Я не могу сказать людям, которые живут здесь десятилетиями и поколениями, что они должны собрать вещи и уехать, потому что мы понятия не имеем, как спасти их жилье, ведь мы сделали это на временной основе.» На самом деле, что же делать тем, кто не рад приходу весны и очень боится разлива реки, которая плещется практически под окнами их домов?
Бейс созвал пресс-конференцию в минувшую среду утром, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. На нее он пригласил представителей той самой группы, которая забила тревогу. «Обеспокоенные жители будут там, и, надеюсь, их послание будет услышано громко и ясно. Монреаль все время прислушивался к их мольбе о помощи.» На этой пресс- конференции выступающие представители власти сказали, что они неустанно работают над тем, чтобы весь островной город, а не только Пиеррефонд- Роксборо-был защищен от окружающих его вод. Власти также услышали просьбу людей и город ведет переговоры с федеральным и провинциальным правительствами, ищет долгосрочные решения и работает над тем, чтобы снять дома с карт наводнений, если они не подвергаются риску.
Статистика, приведенная на конференции, воодушевляет немного: более 1000 зданий, были затоплены три года назад. Но только 110 из них промокли повторно в 2019 году. То есть, условно говоря, практически 90% зданий. Подвергшихся риску три года назад, на сегодняшний день защищены от возможного наводнения. Уже радостный факт. Но что делать тем, 110 владельцам, которые каждые два года становятся жертвами стихии? Прошлым летом Валери Плант обеспечила федеральное финансирование в размере 50 миллионов долларов, которые инвестируются в защиту водно-болотных угодий и естественную защиту от наводнений. Часть этих денег была также вложена в насосные станции и аналогичную инфраструктуру. Деньги немалые, да и применение их вроде бы адекватное, согласно нуждам. Поможет ли? Будем уповать!
Народ тем не менее – боится! И очень просит власти все же построить надежную дамбу. Просят, пишут, протестуют, собирают подписи. Но мэрия то ли глуха, то ли надеется, что они, эти дамбы, не понадобятся и нас в третий раз минует лихо водной стихии. Кроме того, город честно говорит, что построить дамбы везде, где просят люди, просто невозможно. Построив дамбу в одном районе, можно спровоцировать поток воды переместиться к другому источнику выхода, где не будет дамбы. И как говорится в Библии, «последнее будет хуже первого». Пытаясь помочь, можно только навредить. Поэтому, с постройкой дамб пока что не спешат. Наугад нельзя… Но и просчитать движение воды, силу потоков тоже невозможно… В том и дилемма.
Люди все же боятся, что паводки и в этом году не оставят наш город без внимания. Винит население в этом не только власти, но и изменения климата, которые могут иметь катастрофические последствия. Но тут мы не в силах что-либо предпринять и как-то повлиять на тепло или холод, на количество осадков и скорость впитывания влаги в почву. Но опасность остается актуальной, а апрель, тот самый месяц, который дважды за последние три года приносил беды в Западную часть острова, уже на подходе. И снега, сами видите, много… Вот начнет таять, сотни грузовиков начнут сбрасывать его в реку… И кто знает, что будет дальше…
Помните, в 2017 году, перекресток бульваров Пиеррефонд и Сан-Жан был полностью затоплен. И тогда около половины жителей этого куска острова, не подчинившихся приказу о добровольной эвакуации, были полностью отрезаны от суши. И это отшельничество было ужасным. Люди искали промышленные насосы, и собираясь в одну большую команду, как могли, так и спасали свои дома. Власти города все же боялись трагедии и практически насильно вывозили отказавшихся эвакуироваться. В противном случае им сулили немалые штрафы. Штрафы за спасение собственного жилья!!! Но жизни все же дороже! Канадский Красный Крест тогда сработал четко и быстро, в результате чего создал фонд помощи пострадавшим. Правительства трех уровней тотчас выделили в этот фонд средства. И людям, пострадавшим от катастрофы, все же помогли. Кому – мебелью, кому – ремонтом, а кому-то просто нужна была еда и одежда.
Хочется смело жить дальше и не бояться такого доброго и милого апреля, каким мы все его помним по сказке «Двенадцать месяцев». Ведь он – вестник тепла, теплых и ярких солнечных лучей, первых подснежников и… улыбок на лицах людей! Да, очень хочется, чтобы пробуждение природы добавляло лишь улыбок! Чтобы мы, жители Западной части острова, могли смело выйти гулять в парки вместе со своими маленькими детками. И чтобы парки не были по пояс в воде. И вообще, чтобы о понятии «катастрофа» забыли на нашем замечательном острове! Пусть только радостные события происходят и случаются здесь! Поэтому, надеемся на мудрость городских властей. И мне, если честно, уже хочется поскорее дождаться апреля, а вместе с ним тепла, солнышка, легкой ветровки вместо целого вороха теплой одежды, – и выйти гулять! С ребенок и фотоаппаратом, запечатлевая взросление подрастающей дочки и пробуждение природы! Это замечательно! А природа – она мудрая! И если жить с ней в ладу и хоть чуть-чуть уважать ее законы, она будет взаимна! А забирать у нее каждый миллиметр под застройку – негуманно! Дышать тоже чем-то надо этому городу! Может, в этом все дело, а?