61-летний Тим Сов из Миссиссоги, Онтарио, заболел COVID-19 еще в декабре. Он попал в больницу буквально через несколько дней после первых симптомов. “Меня сразу же подключили к 100 %-му кислороду. В тот момент все стало очень, очень серьезно”.
В январе он был переведен в отделение интенсивной терапии в больнице общего профиля Торонто с острым респираторным дистресс-синдромом и легочной недостаточностью, вызванными COVID-19. В то время ему была назначена экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО) – лечение, при котором кровь перекачивается из тела в искусственное легкое для насыщения кислородом, а затем возвращается обратно в пациента, для поддержки жизнедеятельности сердца и легких.
“У него действительно не было шансов на выздоровление, все выглядело довольно плачевно, и казалось маловероятным, что он сможет выжить”, – вспоминает респиролог и член программы трансплантации легких больницы общего профиля в Торонто доктор Стивен Жювет. У Сова были сильные рубцы в легких из-за COVID-19, и за два с половиной месяца в отделении интенсивной терапии не было никаких улучшений. Однако другие органы больного не вышли из строя, поэтому врачи пришли к выводу, что у него есть шанс выжить благодаря трансплантации легких.
По словам хирурга доктора Марсело Сипела, они еле успели, потому что “если бы мы не получили ему легкие еще пять-семь дней, возможно, он бы больше не был кандидатом”.
В итоге в середине февраля Сов стал первым пациентом с COVID-19 в Канаде, которому была сделана двойная трансплантация легких. Всего в мире около проведено около 40 успешных аналогичных операций.
Рост количества мутировавших штаммов коронавируса в Канаде и их тенденция инфицировать более молодых пациентов означает, что трансплантация легких при тяжелых случаях COVID-19 может стать более распространенной. Другие канадские центры трансплантации уже получили консультации у своих коллег из Торонто.
Доктор Шаф Кешавджи, главный хирург в Университетской сети здравоохранения в Торонто и директор программы трансплантации легких в Торонто, сказал, что это ситуация, которую нужно ждать и готовиться.
По его словам, тут возникает две проблемы. Во-первых, это увеличение и без того больших очередей на получение органа. А во-вторых, это сложность признания легких больного непоправимо поврежденными. По словам доктора, раньше ЭКМО могла поддерживать жизнь пациента от четырех до шести недель, но теперь она эффективна от шести до семи месяцев.
“Мы видели, как легкие восстанавливаются через три, четыре или пять месяцев, пациенты прекращают ЭКМО и возвращаются домой к своей жизни. Когда же прибегать к трансплантации? Как понять, что легкое непоправимо повреждено? Многие легкие могут очень плохо выглядеть на компьютерной томографии и рентгеновских снимках, но затем восстанавливаться”.
В случае Сова, легкие пациента начали заживать «неправильно», и у него образовались серьезные рубцы и миома. “Именно тогда мы поняли, что наш единственный выход – это пересадка”, – подытожил Кешавджи.