Первый канадский кинематографист Джеймс Фреер, человек, снявший первый канадский фильм
Пионером канадской кинематографии считается Джеймс Фреер (James S. Freer), родившийся в 1855ом году и скончавшийся в 1933ем. Уже в 1897 году он снял первые канадские фильмы, причем, как ни удивительно, первые картины были сняты им не в Квебеке и не в Онтарио, которые были самыми развитыми и многочисленными провинциями страны, а в Манитобе.
Фреер происходил из фермерской семьи, сам был фермером и снимал сцены из сельской жизни. Как правило, речь о короткометражных документальных фильмах с постановочными элементами. Самый первый фильм Фреера, то есть, самый первый канадский фильм и один из самых первых фильмов в мире, называется «Десять лет в Манитобе» (Ten years in Manitoba). Подчеркнём ещё раз, что речь идёт о первом документальном фильме, так как первый художественный канадский фильм, “Гайявата”, был снят в 1903 году.
Всего Фреер снял около дюжины фильмов, включая «Прибытие поезда в Виннипег» (Arrival of CPR Express at Winnipeg), «Уборка урожая в Прери» (Harnessing the Virgin Prairie) и другие.
Он же первым в Канаде снял на киноплёнку премьер-министра Манитобы Томаса Гринвея за работой – на экране тот вяжет снопы пшеницы. Этот фильм можно по праву считать первым канадским рекламным политическим фильмом.
В 1898 году фильмы Фреера были показаны в Англии в ходе рекламной кампании по привлечению в Канаду новых иммигрантов. Финансировало показ правительство Манитобы. Таким образом, впервые в мире кино было использовано в ходе рекламы социальных программ. Кстати, во время поездки в Англию режиссер первым в мире снял смену караула в Виндзорском дворце.
В 1902 году, на волне успеха первой кампании с использованием кино, Фреер везёт в Англию свои новые картины. Его поездку финансирует правительство Канады. Но на сей раз его обвиняют в том, что в своих рекламных картинах режиссер в «забыл» рассказать о комарах, холодных и ветряных зимах, сложностях отношений с индейцами и прочих прелестях жизни в прериях. Таким образом, впервые в мире зафиксированы обвинения автора в недобростовестной рекламе и искажении действительности в документальном кино.
В результате обвинений Фреер обиделся и перестал снимать картины. Сохранилось всего отдельные кусочки его киноплёнок, общей длительностью в десять минут. Так как средняя продолжительность каждой картины Томаса Фреера была около 4 минут, мы потеряли около 80% работ первого канадского и одного из первых в мире кинорежиссеров.
Другие тексты по теме:
А принципы рекламы остались теми же, только хорошее! Наивным гражданам потом только становится ясно, как реальность отличается от увиденного. Сама такая. Так что режиссёр – первооткрыватель!