24 июня Госдума приняла в законодательство пакет «антитеррористических» поправок, предложенных Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. После первого чтения были смягчены и удалены некоторые нормы, но в основном, положения, которые так яро критиковали компании из IT-отрасли, остались. Мы расскажем, чем грозит операторам связи и интернет-пользователям данный проект.
1. Трата нескольких триллионов рублей на хранение данных
Операторам связи и интернет-компаниям придется хранить текстовые сообщения пользователей, а также записи их телефонных разговоров и всевозможные медиа-файлы в течение шести месяцев. Они также обязаны в течение трех лет хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков. Первоначально предполагалось, что операторы должны будут хранить все содержание переписки и разговоров в течение трех лет, но в таком случае общие затраты отрасли могли бы достичь отметки в 4-5 трлн рублей. Выгоду от этого закона получат производители серверного оборудования и провайдеры (например, http://www.mixtelecom.ru/), предоставляющие в аренду ЦОД и крупные системы хранения данных.
В любом случае операторы должны создать новую систему хранения и обработки. Стоимость такой системы будет сопоставима совокупной выручке самых крупных операторов связи за семь лет. Так, операторы «большой тройки» должны будут потратить 50 млрд рублей каждый на строительство центров обработки данных. «Ростелеком» и вовсе считает, что обслуживание дополнительного трафика обойдется ему в 1 трлн руб. в год. Общее количество операторов на территории России составляет 13,9 тысяч, и те компании, которые не входят в сотню самых крупных, не смогут выполнить установленные требования, то есть это грозит их полным исчезновением. Большая тройка операторов уже предупредила, что рост стоимости тарифов на мобильную связь в случае, если закон вступит в силу, будет как минимум трехкратным.
2. Предоставление всех паролей ФСБ
Поправки обязывают «организаторов распространения информации в сети интернет» декодировать все зашифрованные сообщения пользователей, в противном случае интернет-компаниям грозит штраф в размере 800 тыс. – 1 млн рублей. При этом предусмотрен штраф в размере 40 тыс. рублей для тех, кто использует вместо сертифицированных в России иные средства кодирования и шифрования. Учитывая, что в современных приложениях ключи находятся у собеседников, а не у компании, передача всех паролей и средств доступа граждан к финансовым и иным личным данным в ФСБ нарушает Конституцию. Пользователи лишатся безопасного доступа к банковским услугам и платежным системам, а интернет-протокол HTTPS, использующийся почти на всех сайтах, окажется под угрозой. Даже банковская система SWIFT, использующая собственное шифрование данных, может оказаться недоступной для российских банков.
3. Осуществления досмотра почтовых отправлений
Почтовые операторы обязаны следить за отсутствием в отправлениях запрещенных к пересылке предметов (оружие, наркотики, ядовитые растения и животные). Это осуществляется при помощи спецоборудования в виде рентгена, металлодетекторов, детекторов газа и пр., которое нужно закупать. Обслуживание этих устройств также требует дополнительных затрат. В результате потребителям придется столкнуться с увеличенными тарифами на услуги.
4. Ужесточение сроков за сетевой экстремизм
Яровая и Озеров предложили ужесточить сроки по ряду «экстремистских» статей УК РФ, среди которых и статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая является наиболее «популярной» среди интернет-пользователей. Так, публичные призывы к террористической деятельности в Сети приравнены к аналогичным действиям в СМИ. Статья 282 получила и нижний порог наказания в виде двух лет заключения, а верхний – пяти лет. Первоначально проект предлагал ввести за подобный проступок «добровольный выход из российского гражданства», но было решено отказаться от такого приложения.