Неопределенность в отношении иммиграционной политики США побудила ряд канадских городов объявить себя убежищами для незарегистрированных мигрантов. Однако попытка защитить мигрантов от депортации стала причиной возникновения напряженности в отношениях между муниципальными правительствами, правоохранительными органами и федеральной иммиграционной службой.
Городской совет Монреаля единогласно проголосовал в понедельник в поддержку движения, которое стремится предоставить возможность мигрантам без статуса пользоваться муниципальными услугами без страха быть депортированными. В Лондоне, Онтарио, прошло такое же движение в прошлом месяце – через несколько дней после того, как администрация президента США Дональда Трампа объявила о запрете на въезд в страну беженцев и граждан 7 преимущественно мусульманских стран. Там инициативу также единогласно поддержали городские советники.
Муниципальные власти Реджайны и Саскатуна подняли вопрос о том, чтобы по-своему поддержать движение. Виннипег рассматривает возможность того, чтобы последовать за ними. Городской комитет Оттавы проведет общественное слушание в следующем месяце, по итогам которого решится, станет ли столица Канады городом-убежищем.
В 2013 году Торонто стал первым городом-убежищем в Канаде. Городские власти приняли предложение о том, чтобы стать частью движения, в январе 2017, снова подтвердив свою готовность защищать незарегистрированных мигрантов.
«Никто не должен испытывать страх из-за того, кем он является или откуда приехал», – заявил Джон Тори, критикуя иммиграционный запрет Трампа.
Цель движения городов-убежищ заключается в том, чтобы у мигрантов без статуса была возможность иметь крышу над головой, пользоваться библиотеками, обращаться в продовольственные банки.
Более спорными, однако, являются положения, которыми городские правоохранительные органы ограничивают свое сотрудничество с представительствами федеральной иммиграционной службы. Стандартная практика для большинства правоохранительных ведомств страны – делиться паспортными данными жителей страны, включая иммиграционный статус, с Управлением пограничных служб Канады. Это означает, что даже незначительное нарушение закона, к примеру, нарушение правил дорожного движения, может привести к депортации.
Правозащитники мигрантов без статуса говорят, что из-за этого их клиенты боятся обращаться в полицию в качестве свидетелей или жертв преступлений, если они таковыми стали. В результате полицейские выбирают политику «не спрашивать». К примеру, полицейских в Торонто учат опрашивать свидетелей или жертв преступлений, не задавая вопроса об их иммиграционном статусе. В Монреале сторонники движения городов-убежищ призывают городские власти и полицию выработать похожий подход, чтобы добиться аналогичных результатов.
Тем не менее в прошлом политика «не спрашивать» встретила сопротивление со стороны федерального правительства. Когда в 2015 году транспортная полиция Ванкувера объявила о своем намерении действовать по этому принципу, министр иммиграции, которым тогда был Крис Александр, подверг критике решение ведомства.
«Канадцы сказали нам, что они бескомпромиссно настроены по отношению к тем, кто попадает в Канаду незаконным способом и злоупотребляет их великодушием», – заявил он тогда.
Недавнее исследование, проведенное в Торонто, показало неоднозначное отношение к политике «не спрашивать». Когда город подтвердил свой статус города-убежища в прошлом месяце, заместитель мэра Дензил Миннан-Вонг написал в своем Твиттере:
«Я поддерживаю законную иммиграцию. Я против незаконного въезда в страну. У нас есть законы, и их необходимо соблюдать».
Однако для тех, кто защищает мигрантов без статуса, сотрудничество с полицией имеет важное значение, если, конечно, объявление своих городов городами-убежищами – не просто символический жест со стороны политиков.
«Пока не совсем ясно, как все это будет работать, – говорит Дженни Джинс, координатор по работе с беженцами от правозащитной группы Action Réfugiés Montréal. – Чтобы это движение возымело действие, полиция должна участвовать в нем каким-то образом».
Источник: torontovka.com