(окончание. Начало в предыдущем номере)
Злоупотребление органами чувств и его последствия
Что это значит? Это — несбалансированное использование зрения, слуха и вкуса и т. д. Это также призыв к умеренному использованию органов чувств, избегание пресыщения. Например, обжорство или гурманство — это излишество. Если еда (блюдо) стоит сотни долларов — это излишество, на эти деньги может нормально питаться в течение месяца семья среднего размера.
Злоупотребление звуками — это регулярное прослушивание слишком громкой музыки, тем более в наушниках. Такое злоупотребление неизбежно приводит к проблемам со слухом в зрелом возрасте.
Злоупотребление взглядом — слишком часто смотреть на предмет вожделения и чрезмерно желать его. Пример — регулярный просмотр порнографии довольно резко снижает сексуальную потенцию у мужчины. Если это становится привычкой, то вскоре человек обнаруживает, что не может провести полноценный половой акт без предварительного просмотра порнографического ролика или отдельных сцен, которые он находит особо возбуждающими. Такое подхлестывание себя не проходит даром. С каждым просмотром возбуждение понемножку падает, и возникает потребность в других формах пробуждения эротического желания, такие как алкоголь или наркотики. Это уже своего рода порочная мыслеконструкция. Даосы называют это «выплескиванием ци из глаз». Если это регулярно практикуют подростки, это может привести (и приводит) к серьезным проблемам с либидо в будущем, импотенции в молодом возрасте.
В своем бессмертном романе «1984», Дж. Оруэлл показал, как диктаторское государство путем разнообразных запретов, консервации и сублимации использует на благо режима самый мощный человеческий инстинкт — инстинкт размножения. Вообще, установление контроля над сексуальными инстинктами и управление ими — заветная мечта любого диктаторского режима. Все проблема в том, что для достижения такого контроля необходим строй, подобный режиму Океании, создание своего рода полиции мыслей. А вот это в современных условиях действительно труднодостижимо. Но манипуляторы всех мастей не унывают. Они идут другим путем.
То, что происходит сегодня в западной цивилизации — явление, прямо противоположное тому, что происходило в Океании, хотя и не менее, если не более, вредное. Сексуальные инстинкты тоже контролируются, но с совершенно иной целью, а именно: трансформировать их в истерическую любовь к режиму и Старшему Брату.
Порнографические журналы и фотографии — это вчерашний, даже позавчерашний день. Достаточно открыть соответствующие сайты в интернете — и к вашим услугам все, что могла бы подсказать ваша фантазия и даже больше. Секс с девяностолетними бабушками, секс с толпой, секс с безобразно ожиревшими людьми, секс с животными, секс с уродами, секс с калеками, секс между родителями и детьми (настоящими или нет — это не важно, суть не в этом), всякого рода издевательства на половой почве, унижения, насилие (опять же, не суть как важно, настоящие или симулированные), немыслимые извращения типа испражнений друг на друга и поедание экскрементов партнера/партнерши и т. д. и т. п. Это сегодняшний день. Интересно, каким будет день завтрашний в индустрии сексуальных развлечений? Половые сношения с натуральным членовредительством? Настоящее, несимулированное изнасилование? Совокупление с трупом? Или?.. Слава Создателю, секс с несовершеннолетними пока еще уголовно наказуем. Пока…
Полная сексуальная свобода, вернее сексуальная распущенность, вкупе с пропагандой гомосексуальных отношений в школах принесли свои плоды — к восемнадцати или двадцати годам молодежь нормальный секс уже мало интересует, и она начинает потихоньку подсаживаться на алкоголь или наркотики. Вряд ли можно себе представить наиболее короткий путь к полному вырождению цивилизации.
Теперь о другой стороне сексуальной свободы. Ирония жизни состоит в том, что стремление героев оруэлловского романа к бесконтрольному сексу как намеренному разврату, понимаемое как протест и естественная реакция на многолетнее подавление, как стремление к счастью, любви, красоте и свободе, приветствуемое Уинстоном и его подругой Джулией как несомненное благо, является таковым только очень условно. То есть это явление, ошибочно рассматриваемое как атрибут свободы, как провозвестие будущего освобождения, как белая точка янь в темном море инь, на самом деле есть семена будущего вырождения целой цивилизации, бесконтрольного расхода драгоценного ресурса и причина всего того безобразия, что мы сегодня наблюдаем в нашем обществе.
Обычному человеку не присуще чувство меры, он не умеет вовремя остановиться, одернуть себя. К сожалению, природа не снабдила человеческую систему автоматически самонастраивающимся механизмом контроля за своими психофизиологическими процессами. Для такого контроля нужен разум, понимание и воля. При отсутствии этих качеств у Homo sapiens ложная личность, пришедшая из тьмы, из хаоса и на сто процентов из него состоящая, всегда неизбежно тянет человека в бездну.
Сексуальный инстинкт является мощнейшим орудием созидания или деструкции. Сексуальная свобода, которую человечество получило в 60-е годы — это совсем не благо. Это — инструмент определенных сил по целенаправленному подрыву жизнеспособности населения. Каждый раз, когда человек включает порноклип, нужно помнить: он работает на эти деструктивные силы. Попытки показать истинное положение вещей вызывают, как правило, бешеную реакцию сопротивления и клеймятся как средневековые, притеснительные, фашистские.
* * *
Свобода сыграла с незрелыми умами плохую шутку.
Свобода — это для взрослых, серьезных людей, которые очень хорошо понимают, как с ней поступать.
Все великие религии испокон веков запрещали излишества. Они их запрещали не просто так! Все заповеди в религиях похожи друг на друга, они направлены на сбережение драгоценной жизненной энергии, на культивацию жизни. Но сегодня люди смеются над заповедями.
- 2. Быстрая езда и охота волнуют сердце.
Не только быстрая езда и охота — все, что увлекает человека, возбуждает нервную и гормональную систему — изнашивает. Любимое занятие — это, конечно, хорошо, но надо знать меру. Излишнее увлечение, хобби— истощает. Делу время, потехе час. Сердце должно быть спокойным, как озеро. В спокойном озере отражается небо, облака, природа, в волнующемся озере не отражается ничего. Человек, который позволяет эмоциям, неважно каким, увлечь себя — обречен на поражение.
Для обычного человека это звучит кощунством. Как это не заниматься любимым делом? А зачем тогда все остальное?! Зачем тогда жить?! Этот постулат рассматривается как посягательство на святое. Здесь проявляется фундаментальное непонимание обычным человеком целей и задач жизни.
Погоня за чувственными удовольствиями, властью, деньгами, и т. п. — тупиковая улица. Постареет тело, притупятся ощущение, и останется горькое ощущение потерянной жизни. Это происходит со всеми, кто направляет свои силы только на удовлетворение чувственных потребностей. Вся энергия, эмоции и т. д. должны направляться на саморазвитие, на укрепление системы, ее физической, энергетической и информационной составляющих. Все остальное человека интересовать не должно.
- 3. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления.
Эта фраза не нуждается в большом количестве комментариев.
- 4. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.
Мудрец — совсем не аскет и не стремится жить в пещере. Он хорошо понимает природу фанатизма и разницу между фанатизмом и взвешенным, продуманным подходом. Мудрый человек стремится только к тому, что ему поможет в его борьбе, в его работе в поисках Истины. Истинный мудрец всегда стремится к практическому минимализму. Это — огромная свобода, истинная независимость.
В небольшой компактной квартире или в маленьком доме живется так же комфортно, как и в большом, дорогом, красивом дворце. Но небольшую квартиру с только самыми необходимыми вещами намного легче содержать. Ее легче поддерживать в чистоте и порядке, за нее намного меньше платить, ее намного легче ремонтировать или отапливать. Практический минимализм — это наличие только необходимых вещей, небольшой квартиры или дома, нормального, сбалансированного и достаточного питания для поддержания оптимального здоровья и энергетики, чистой и опрятной одежды, обуви и средств передвижения (хорошо функционирующая машина или общественный транспорт).
Размеренная, сытая, спокойная жизнь, разумный достаток — это есть жизнь необходимо и достаточно обеспеченная для бесперебойной и плодотворной работы над собой, для достижения своих целей, но не более. Это — максимальное сохранение времени, сил и возможностей за счет отказа от вещей и дел, которые есть суета и тривиальная растрата ресурсов. В случае мудреца — это отказ от тех вещей, которые ему не помогают продвигаться вперед. Он ответственно подходит к этому вопросу и тщательно отсеивает все ненужное и нефункциональное.
Автор: Димитрий Ибери
Преподаватель (Сифу) китайских внутренних боевых искусств (Синьичуань, Багуачуань, Тайцзычуань и Люхэбафачуань), различных видов цигуна и даосской медитации. Многолетний инструктор CCKSF (Canadian Chi
Все статьи читайте в блоге Дмитрия Ибери