Общество Религия, духовность Духовные практики. Даосизм в современном мире. Димитрий Ибери.

Духовные практики. Даосизм в современном мире. Димитрий Ибери.

(продолжение главы 9)

9.2       Если [чем-либо] острым [все время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою [остроту].

Все в этом мире материальных вещей подвержено закону тления. Острый нож тупится от постоянного употребления. Человек изнашивается на работе за свой век. Второй глоток напитка нет так ароматен как первый, а третий – не как второй. Концентрация внимания через некоторое время слабеет. Слова и изречения, повторяемые слишком часто, теряют свою силу. Из них улетучивается весомость.

9.3       Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь.

Слишком большое материальное состояние становится в конечном итоге тяжкой обузой – обладатель такого состояния тратит огромные усилия на его сохранение. Если у богатого банкира или бизнесмена слишком много денег, то он становится чересчур заметной фигурой. Он теряет покой, он вынужден нанимать охрану для себя и своей семьи, содержать целую толпу юристов и бухгалтеров, службу безопасности, и все для того, чтобы удержать, отстоять свое место на рынке, чтобы конкуренты не задавили… проходит жизнь, и нет времени ею насладиться. Но человек уже не принадлежит себе, он – заложник своего богатства. Как выразился по этому поводу в свое время Экклезиаст:

Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.

Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.

9.4       Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду.

Так уж устроен человек, что ему недостаточно просто что-либо иметь. Ему надо показать всему миру, что он имеет больше, чем другие, и что то, что он имеет, лучше чем у других. Это стремление иногда принимает дурацкие формы –  как в старину, когда еда была в дефиците, люди подпоясывались не под пояс, но под грудь, чтобы показать полный и сытый живот.

Люди иногда делают очень странные (мягко выражаясь) вещи, – заказывают себе одежду, украшенную драгоценностями, телефоны, сделанные из литого золота, золотые пистолеты и автоматы, ванны, выложенные золотыми плитками, золотые сортиры. Вот посмотрите – как бы говорит такой человек – я какаю в унитаз, сделанный из золота. То есть золото служит для утилизации моего дерьма. Если уж мое дерьмо так значительно, то как же значителен должен быть я?!!

Понятно, какие чувства может вызывать к себе такой индивид…

9.5       Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного [дао].

Тут говорится о двух чертах, испокон веков присущих человеку – о желании свехрсовершенствования и чувстве собственничества. Обе эти черты круто замешаны на стремлени человеческого эго контролировать. Например, некоторые люди в работе очень бояться “недовести” определенные вещи, и это выливается в одержимость перфекционизма.

Второй момент тесно связан с первым. Человек настолько отождествляет себя со своим творением, что становится ним одним целым. Возьмем для примера писателя, или художника. Известно, что у артистов “чувствительная и ранимая натура”. Писатель, написав и издав книгу, не должен более беспокоиться о ее судьбе. Он получает материальное вознаграждение, определенную известность, и на этом все должно закончиться. Дело завершено. Он может спокойно удалиться и почивать на лаврах, или же засесть за новый проект. Но писатель не может успокоится – он не может выпустить свое детище из рук. Он читает рецензии на книгу. Критика его просто убивает. Он не может понять, что в этом мире каждый человек – это отдельное мнение. Кому – то книга понравится, кого-то оставит равнодушным, а кого-то может даже очень сильно оскорбить, с соостветствующей негативной реакцией. Как дети, повзрослев и выйдя в большую жизнь, перестают нуждаться в родителях, так и изданная книга более не нуждается в своем создателе. Книга начинает жить своей жизнью – ее покупают, читают, на нее пишут рецензии, ею восторгаются, о ней спорят, с ней не соглашаются, она порождает массу подражаний, и даже может стать началом нового стиля.

Намного чаще можно наблюдать противоположное явление – книга ставится на полку в библиотеке и пылится там годами, о ней забывают, дети запускают самолетики из выдранных из книги страниц, книга плесневеет, ее сдают в утиль, на макулатуру или сжигают на заднем дворе вместе с другим ненужным бумажным хламом.

Лао Цзы предупреждает нас о вреде сверхотождествления со своим детищем, с результатами работы, или неважно с чем. Такое сверхотождествление в духовном плане становится лишней колодкой, якорем, держащим наш дух на земной привязи.

Мудрый родитель, любя свое чадо, отпускает его в свободное плавание, когда наступает время. Он знает, что пришло время, и что жизнь позаботится о его отпрыске лучше, чем он сам. Неумный, эгоистичный и недальновидный родитель пытается свое взрослое дитя ограждать от опасностей и вызовов жизни, контролировать, держать около себя и т.д. Ничего, кроме будущих проблем, горького разочарования и нескончаемых конфликтов это не вызывает.

Глава 10

Единство тела и души. Глубочайшее Дэ.

10.1     Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его?

Единство души и тела, без сомнения, является одним из основных условий здоровой и долгой жизни, главным столпом духовной работы. Все философские школы и методы духовного развития говорят об этом. Единство души и тела, равновесие этих двух факторов, традиционно являлось важнейшим условием успеха в обучении, развитии, прорыве. Что же это такое, и как же его достичь, это единство?

Возьмем самый базовый уровень – физический. Это, в первую очередь мозг, центральная нервная система, которая отвечает за получение и переработку информации, а также контролирует различные функции организма. Это периферическая нервная система, которая  отвечает за отправку информации через спинные и спинномозговые нервы. И наконец, это – автономная или вегетативная нервная система, которая связана с внутренними процессами в организме и которая совершенно не зависит от коры головного мозга. Эта часть нервной системы получает информацию от внутренних органов и отвечает за их регуляцию. Без точной и бесперебойной работы нервной системы информация не поступает в мозг, и мозг не может адекватно оценить ситуацию и должным образом среагировать, произвести необходимые субстанции, нужные для работы организма.

С возрастом работа нервной системы постепенно ухудшается. На это есть много причин, одна из основных – с стественным старением организма начинают “проседать” межпозвоночные диски, и нервные корешки начинают испытывать гнет твердых структур позвоночника. Нервы, выходящие из позвоночника, иннервируют внутренние органы, конечности. Поэтому при хроническом сплющивании межпозвоночных дисков системы организма (половая, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, и т.д.) постепенно начинают приходить в упадок.

Пожилой человек, вышедший на пенсию, предпочитает сидеть в кресле, смотреть телевизор и раскладывать пасьянс, вместо того, чтобы серьезно озаботиться своим здоровьем. Посмотрим на даосских монахов – в восемьдесят, девяносто, сто лет они обладают не только отменным физическим и умственным здоровьем, но и высоким уровнем сексуальной потенции!

Далеко не последнюю роль тут играет сильный, тренированный позвоночник, с хорошо развитыми межпозвоночными дисками, и мощными околопозвоночными (поверхностными и глубокими) мышцами, позволяющими легко амортизировать разного рода толчки и удары и позволяющий нервам работать в полную силу. Такой позвоночник можно себе наработать в любом возрасте специальными упражнениями. У такого человека буквально до последнего для жизни единство духа и тела – т.е. мозга и всех систем организма, находится на высоком уровне и верно служит ему.

Одним словом, единство души и тела достигается путем постоянных упражнений, тренировки тела и мозга, энергетических меридианов. Это долгая и трудная работа. В традиционных боевых искусствах обычно выбирается какая-нибудь форма (ката, тао, и т.д.), наиболее подходящая психофизическому и энергетическому типу ученика, тщательно разучивается и затем постоянно практикуется – долгие годы, в жару и холод, через усталость, болезнь, отсутствие желания и энергии. Таким образом, постепенно и неуклонно вырабатывается способность концентрации на одном деле, выковывается воля и кристаллизуется намерение. Сосредоточение на одной идее, и регулярная работа в определенном направлении помогает организовать и сконцентрировать Ци. Эфферентные (моторные) нервы намного лучше доносят приказ мозга телу, реакция становится мгновенной, автоматической. Так достигается единство души и тела, которое является необходимым условием для просветления. У таких людей слово никогда не расходится с делом.

Сохранение единства души и тела достигается продолжающейся практикой, и становится сильнее со временем, пока не станет максимально достижимой у отдельно взятого человека. Сохранение единства души и тела далеко не так трудно, как его наработка и достижение.

(продолжение 10-й главы в следующем номере)

Автор: Димитрий Ибери
Преподаватель (Сифу) китайских внутренних боевых искусств (Синьичуань, Багуачуань, Тайцзычуань и Люхэбафачуань), различных видов цигуна и даосской медитации. Многолетний инструктор 
CCKSF (Canadian Chinese Kuo Shu Martial Arts Federation), представитель организации в Квебеке. Проводит семинары по клиническому гипнозу, мануальной терапии, китайской медицине, а также даосским внутренним дисциплинам (боевые искусства, цигун и медитация).

Еmaildaoistmonk@yahoo.com

Все статьи читайте в блоге Дмитрия Ибери

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале.

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Копирование и репродукция новостных материалов - исключительно с разрешения администрации сайта WEmontreal

Please fill the required fields*