(продолжение. Начало 10-главы в предыдущем номере)
- 2. Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным], подобно новорожденному?
«Сделать дух мягким» — это избавиться от лишней жесткости, которая является следствием обусловленности, приобретенной накоплением неправильного жизненного опыта и ненужных знаний. Наличие мягкого (гибкого, открытого восприятия) духа помогает стать бесстрастным, потому что ненужные вещи уже не беспокоят человека. Его сердце зеркально отражает реальность.
Новорожденный бесстрастен, потому что у него нет тяжелого и негативного опыта жизни. Человек путем целенаправленной работы избавляется от эмоциональных привязок и таким образом тоже приобретает бесстрастность.
- 3. Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения?
Созерцание — это восприятие, внутреннее отражение. По меткому выражению суфийского Мастера Хасана Шушуда*, мы все — дети своего восприятия. Чистое созерцание — это непосредственное восприятие реальности без всего наносного. При чистом восприятии реальности, решения принимаются быстрые, ясные и четкие. Заблуждения маловероятны, если вообще возможны. Чем чище восприятие, тем меньше ошибок и проблем.
- 4. Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости?
Тут это утверждение можно понимать двояко: и да, и нет. Мудрость в общепринятом понимании — это накопление информации и т. п. Это так называемый научный подход — учет и классификация информации. Но государство — это не научная лаборатория, тут все намного сложнее.
Для истинной мудрости такое накопление теоретического знания, которое зачастую имеет мало общего с реальными жизненными вызовами, не обязательно, такое знание часто мешает ясно видеть ситуацию. Мудрость не имеет ничего общего с накоплением большого количества информации. Наоборот, приобретение мудрости — это раз-учение, избавление от информационных наносов. В таком случает истинная мудрость помогает, она даже необходима.
- 5. Возможны ли превращения [изменения] в природе, если следовать мягкости?
Мягкость — это незашоренность, непредвзятый взгляд на вещи. Следствие мягкости — достаточное количество жизненной энергии. Мягкость — это гибкость, это возможность изменения и развития. Изменение невозможно без восприятия. Тут проявляется квантовый феномен. Когда мы не смотрим на предмет, объективно для нас он не существует. Когда мы обращаем свое внимание на этот предмет, он изменяется относительно нас. Все завязано на относительности — и человеческое сознание не исключение.
«И цзин» («Книга Перемен») является зеркальным отражением этой истины. На определенный вопрос она дает определенный ответ. Если у человека происходит в жизни нечто, что серьезно меняет его отношение к предмету, меняет сознание, опыт, восприятие, то «Книга Перемен» через некоторое время на тот же самый вопрос может дать совершенно иной ответ. Это — отражение состояния человека, его пребывания во времени, пространстве, ситуации, его места в системе вещей.
- 6. Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Осуществление у-вэй напрямую зависит от правильного познания взаимоотношений в природе, т. е. познания системы вещей. Истинное познание — это совсем не то, что нам предлагает современная цивилизация. Всеобщая дебилизация населения начинается именно со школы. Что усвоено в детстве, потом исправить неимоверно трудно.
Только путем длительной и серьезной работы можно избавиться от наносов и завалов ложного знания и автоматических реакций, таким знанием обусловленных. Не путем изучения, накопления и анализа новой информации, но раз-учения, избавления от неправильного опыта, нейтрализации психологических блоков.
Человек видит реальность, взаимоотношения различных сил в природе — он видит возможности и использует их. В остальное время он созерцает, ожидает удобного момента и накапливает силы для следующего эффективного действия. Это наиболее эргономичный способ его существования. Условия жизни, место и время не играют никакой роли. Человек не тратит времени и силы на те вещи, которым посвящает их обычный человек. Он ждет удобного момента, когда он сможет обрушить на ситуацию всю накопленную мощь и воспользоваться лучшим способом достижения цели. Можно сказать, что мудрый человек это охотник за благоприятными ситуациями.
- 7. Создавать и воспитывать [сущее].
Создавать и воспитывать сущее — это и есть процесс вскармливания жизни. Главной задачей человека на этой Земле (несмотря на скептицизм определенных групп людей) является не накопление материальных богатств, но взращивание внутренней сущности.
Внутренняя сущность, или внутренняя правда, существует в каждом человеке. «Взращивание» внутренней правды, может быть, не совсем корректный термин. Внутренняя правда уже присутствует в полном объеме в каждом нормальном, здоровом человеке, и ее взращивать не надо. Надо просто очищаться от всего наносного. В некоторых системах духовного развития обращается внимание прежде всего на установление контакта со своим внутренним «я». Без этого никакое развитие невозможно.
Правильное духовное развитие предусматривает два начала. Первое — это аннигиляция ложного эго, очищение от неправильного опыта и мыслеустановок. Второе — повышение энергопотенциала и движение к определенной цели. Вскармливание жизни — это многочисленные виды цигуна*, медитаций, специальных упражнений. Мудрый человек потому и является мудрым, что уделяет вскармливанию жизни самое пристальное внимание.
- 8. Создавая, не обладать [тем, что создано].
Эта фраза говорит об отстраненности от материальных вещей трехмерного мира. Не отождествляться с сотворенным, не быть привязанным ни к чему — это залог свободы, легкости и спонтанности в действиях. Наши дети, наши дома, наше имущество — на самом деле нам ничего из этого в реальности не принадлежит, это все дано нам во временное пользование и распоряжение. Право собственности — несколько закорючек чернилами на бумаге или информация в базе данных. Вот и все!
На самом деле у обычного человека нет ничего такого, что ему бы истинно принадлежало или чего нельзя было бы у него отнять. Все, что нам принадлежит (на самом деле мы принадлежим) — это драгоценность, намного превосходящая все остальное, — наша энергоинформационная сущность и потенциал ее высвобождения — возможность прорыва в бесконечность.
- 9. Приводя в движение, не прилагать к этому усилий.
Это возможно только если человек практикует у-вэй, не сопротивляясь природе, следуя естественному потоку событий. В таком случае все происходит как бы само собой, с минимальным вмешательством человека или без оного и приносит наилучшие результаты. «И цзин» («Книга перемен»), дает верные советы, как поступать в различных ситуациях, чтобы следовать естественному ходу развития.
- 10. Руководя, не считать себя властелином — вот что называется глубочайшим Дэ.
Наверное, девяносто девять процентов всех начальников ненавидимы своими подчиненными. Причина всегда одинакова — такой начальник всегда любит играть роль начальника. Обычно такие люди либо пережили тяжелое детство, либо подвергались большим унижениям, возможно, что имеют какой-либо тип психологической ущербности. Худший тип начальника — это бывший забитый клерк. Такой человек постоянно комплексует и пытается отыграться на этом мире, который, по его мнению, его ущемлял. Он не властен над такими проявлениями, это сильнее его. Он упивается властью, каждым моментом демонстрации своей значительности.
Наоборот, те руководители, которые эту роль не играют, а просто в лучшей мере соблюдают интересы предприятия (в которую входят, конечно, интересы и жизнь работников), являются довольно редким типом босса, царя или правителя.
Для того чтобы воздерживаться от проявлений ложной личности, когда у человека в руках большая власть, нужна большая выдержка и самоотречение. Испытание властью — одно из самых сложных. Человек, который смог подняться над собой, у которого чувство долга и справедливости выше личных устремлений, реально обладает Дэ. Но тут требуется внести небольшое пояснение. Быть справедливым и человечным совсем не значит быть добреньким и всепрощающим — это еще хуже, тогда крах наступит еще быстрее. Мудрый руководитель правильно сочетает в себе твердость и мягкость и пользуется этими качествами в зависимости от обстоятельств и интересов предприятия или государства. Когда это нужно, мудрый руководитель может и должен быть твердым и даже беспощадным.
Является ли эта беспощадность проявлением жестокости или бесчеловечности? Ни в какой мере, если эти действия направлены исключительно на защиту предприятия (государства) и интересов работников (граждан). В твердости и жесткости не должно присутствовать личных мотивов.
Дэ — это, в первую очередь, способность человека поступать в соответствии с высшими принципами бытия, несмотря на многочисленные препоны, которые так щедро устанавливает жизнь. Дэ — это цельность, интеграция, внутренняя сила. Дэ, в отличие от эгоистических проявлений человека, которые берут начало в низшей природе, всегда исходит из центра — истинного «я».
В суфийской практике есть понятие под названием «адаб» — оно примерно соответствует Дэ. Это правильное поведение, основанное на принципах доброты, рыцарства, этики, самоотверженности, терпеливости, выдержки, несгибаемости, истинной толерантности, благородства, способности не щадить себя в работе и делах — и все это ради высшей цели. Дэ создает условия истинного комфорта, являясь эффективным амортизатором ударов, наносимых жизнью, дает человеку силы выстоять против мирских невзгод и даже получать удовольствие от борьбы с обстоятельствами.
Лао Цзы ясно указывает на основные признаки, по которым у человека безошибочно можно определить наличие Дэ.
Это, в первую очередь, целенаправленная работа по культивации истинного бессмертия, жизнь по принципам у-вэй, благородство, отсутствие эгоизма и способность встать выше личных потребностей в деле, которому человек посвятил свою жизнь.
Автор: Димитрий Ибери
Преподаватель (Сифу) китайских внутренних боевых искусств (Синьичуань, Багуачуань, Тайцзычуань и Люхэбафачуань), различных видов цигуна и даосской медитации. Многолетний инструктор CCKSF (Canadian Chi
Все статьи читайте в блоге Дмитрия Ибери