Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же — тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя… Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию.
Сегодня невозможно представить ни одного мало-мальски торжественного мероприятия без этого чудесного огненного сопровождения. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.
Легенда гласит, что простой китайский повар смешал нитрат калия, уголь и серу, в результате заодно придумав ранний прототип пороха. Эту смесь засыпали в бамбук и бросали в костер — тогда взрыв получался еще громче и заодно сопровождался скромной иллюминацией. Цели, правда, были прежними: защититься от привидений.
Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай. Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм. Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.
Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.
Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.
В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе. В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности. Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте.
Это была довольно опасная профессия.
Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков — его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем — смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.
Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку — цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы.
В России мода увенчать какое-нибудь грандиозное представление огненным зрелищем связана с именем Петра I, который наблюдал фейерверки у немцев. 26 февраля 1690 г. в честь восемнадцатилетия Петра I состоялся первый крупнейший в России фейерверк — пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты. И вот, перед глазами восторженной публики в небе из фейерверков вырисовывается Геркулес, раздирающий пасть льва (к слову, один залп фейерверков в те времена стоил 10 тысяч рублей, а одна корова — 3 рубля).
И хотя Петр I явился законодателем «фейерверочной» моды — он вовсе не основоположник фейерверков в России как таковых, как принято считать. Не нужно забывать, что согласно документам, первые отечественные фейерверки, именуемые «потешными огнями», были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском. Но в те времена фейерверки устраивались нечасто и были сплошь завозными, как правило, из Германии.
И все-таки разнообразная практика по устройству огненных представлений во время царствования Петра I сыграла большую роль в развитии этого искусства. В Петербурге на стрелке Васильевского острова даже соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.
В XIX веке это искусство достигло необычайных высот. Открытие французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие бариевой и стронциевой кислот позволило еще более повысить насыщенность и яркость сияния пламени. Кстати, те же китайцы придают очень важное значение цвету фейерверковых огней. Не в ходу у них синие огни, ассоциирующиеся со страхом и тревогой. А голубые, напротив, — символ светлого начала. Самый же любимый цвет небесных звезд в Китае — красный, поскольку являет собой олицетворение прочной власти.
В России же в послевоенное время пышность фейерверковых зрелищ была утрачена и сведена к более простым по технике исполнения залпам. Живописные картины, радующие глаз при Петре I, остались в далеком прошлом. Но это зрелище даже в виде нехитрого салюта продолжает вызывать колоссальную бурю эмоций и по-детски неуемный восторг. А конкуренция фирм, организующих небесные «огнепады», позволяет надеяться, что новые вершины не за горами. Ведь поле для шедевров огромно — целое небо… ]
Автор: Ирина Беломаз
Страшная огненная потеха
В начале 1723 года уже в Москве, куда Петр прибыл на святки, он учинил одну из самых знаменитых и страшных огненных потех, оказавшуюся необыкновенно символичной. В конце февраля государь торжественно сжег свой старый дворец в Преображенском. Это произошло после окончательного заключения мира со Швецией и было устроено в честь герцога Голштинского, являвшегося наследником шведской короны; он должен был вскоре стать супругом старшей дочери Петра — Анны. «В этом доме зрели мои первые замыслы войны против Швеции, и пусть вместе с ним погибнет всякая мысль, могущая когда-нибудь вооружить мою руку против этого государства», — произнес император, обращаясь к герцогу.
С наступлением сумерек царь сам поджег фитили. По крыше, стенам здания, очерчивая его архитектуру, оконные и дверные проемы, побежал голубой, зеленый и белый огонь; внутри же взметнулось пламя обычного пожара. Зрелище это захватило присутствующих своей фантастической и пугающей красотой. Петр вместе с несколькими помощниками напряженно отбивал барабанную дробь, к которой присоединился торжественно-тревожный колокольный звон.
Когда пламя унялось, погасли ракеты и звезды, зрителей поразили своей неприглядностью обожженные останки дворца — у многих защемило сердце. Два года спустя умер Петр — умер неожиданно быстро, почти «сгорел», — и некоторые его деяния предстали в таком же виде, как и эти руины: когда они были оживлены горящим огнем, то впечатляли яркостью и светом, когда же потухли, то превратились в пугающее пепелище. Очень скоро наступает реакция (правда, ненадолго) на бурную деятельность Петра, выражающаяся почти в полном отрицании того, что он делал, насаждал, к чему стремился.