В отношении к эмигрантам на Родине, я заметила, во многих людях смешались два противоположных чувства — зависть и презрение. Не у всех так, большинство относится к тебе с доброжелательным, простодушным любопытством. Однако, у некоторых именно зависть и презрение. Один знакомый спросил меня: «А что уж там (в Канаде) такого, что ты…?» Он не закончил вопроса. Я так поняла, что «ты Родину предала».
Отношение это, конечно, полностью продиктовано тем, как относились к эмиграции в СССР, как она преподносилась. Противостояние двух миров было острым, и отъезд приравнивался к предательству. Страна была закрытой, и люди привыкли к мысли, что «где родился, там и пригодился». Уверились в этом.
Обратите внимание, что, например, в 19 веке никому и в голову не приходило обвинить живущих за границей Гоголя, Достоевского, Тургенева, Горького и многих других великих в предательстве. В современном западном мире люди шныряют туда-сюда в поисках работы, женятся на иностранках, переезжают из страны в страну, и это тоже не вызывает разговоров о предательстве. Канадцы гордятся своими земляками в Голливуде. Которые не только снимаются, но ведь и платят налоги в казну другого государства…
А у нас вот так вот.
Причем, я к эмигрантам из СССР тоже по молодости относилась прохладно. Думала: а вам-то чего не хватало? За длинным долларом поехали? А сейчас, при всем том, что диссиденты продолжают вызывать у меня тошноту, я не могу счесть их предателями так как поняла, что они никогда и не любили… Предательство — это когда любят, а потом бросают, охаивают. А если они изначально не любили? «Вышли от нас, но не были с нами»?
Солженицына вообще насильно вытолкали. Он не хотел жить на чужбине, даже в турпоездки не ездил за границу, как вспоминали лично его знавшие, боялся что назад не пустят. Но ему приказали уехать, не оставили выбора. Так что и про него кричать: «Предатель, перебежал!» – неправильно. (И бомбу, кстати, не призывал бросать на СССР. Он призывал США не разоружаться. Это его не красит в глазах русского человека, но нужно иметь в виду, что писатель пострадал от советской власти, и его страх перед ней понятен).
Предательство — это когда человек знает секреты, и ради денег и благ, или ради спасения своей жизни, продает их иному государству. Вот это, на мой взгляд, и есть предательство. Калугин, Скрипаль, Мазепа, князь Курбский, генерал Власов…
Все остальные – обыкновенные мигранты, решающие свои проблемы переездом. Часто среди них просто люди с охотой к перемене мест – любопытные, желающие проверить себя в иных условиях, авантюристичные.
Мой род, например, всегда передвигался. Мы быстрые на подъем. Мои мама и бабушка расстилали на полу карту СССР, ложились на нее и начинали «мечтать» – тыкали в разные точки и советовались не поехать ли нам всем туда… «Давай в Алма-Ату, там яблоки, жарко, ну чего мы тут, в Сибири? Детям витамины и солнце». «А давай на Черное море. Мы ведь никогда на море не жили».
Мои предки по матери, казаки, как рассказывала прабабушка, всем куренем снялись с мест и пришли в Сибирь, на более благодатные и свободные земли. То есть мигранты, эмигранты – это в значительной степени люди, которые легко отрывают свои задницы от насиженных мест. Энергичная часть населения.
С большим стремлением к лучшей жизни.
Я не говорю, что мы, эмигранты, лучше. Ни в коем случае. В некоторых вещах мы очень нехороши. Но в энергичности и целеустремленности нам не откажешь.
Отношение к выезду как к некоему предательству, с развитием капитализма в России, мне кажется, пройдет. Люди столкнутся с предложениями о работе за рубежом, с безработицей, и начнут тоже шнырять туда-сюда, и прирастать к новым землям детьми, их школами и университетами… Вон уже сейчас немало русской молодежи приехало в Китай — преподавать там иностранные языки. И кто-то ведь женится на китаянках и останется там. И что, они больше Родину не любят?
На мой взгляд, эмиграция – это судьба. Написанная наверху. Рок. Это путь, который для тебя придумал Кто-то другой. И так сложил обстоятельства, что выезд стал светом в конце тоннеля.
Эмиграция может быть очень быстрым, внезапным решением, но то, что к нему привело – это множество событий. Полотно ткалось…
Архимандрит Тихон Шевкунов в своей книге «Несвятые святые» описал, как одна чиновница терзала юного монаха – отчего он стал монахом? Она придумывала новые и новые версии, любуясь своей проницательностью, а паренек поднял на нее кроткие глаза и сказал: «Нет, не поэтому. Просто Бог призвал».
Когда я всматриваюсь в события, предшествующие моему выезду, я вижу как меня будто готовили к жизни за границей. Буквально за год до отъезда мне было дано открыть газету. До этого я была корреспондентом, а тут стала, вдобавок к своему собкорству, издателем и редактором. И впоследствии в эмиграции я была и есть издатель и редактор. То, что я успела побыть издателем в России, бесценно. Мне, молоденькой журналистке, показали: ты – можешь. Не бойся.
И согласитесь, приехать за границу и там заниматься незнакомым издательским делом куда страшнее.
А тут меня как будто потренировали.
А зачем, спросит кто-то. А затем. «Мы не в изгнании, мы в послании», – пришла к выводу первая, белогвардейская волна эмиграции. Я считаю точно так же. Хотя, конечно, не все находятся в одном и том же самом послании. Некоторых, такое чувство, вообще не Бог посылал, а противоположная сила.
Эмиграция, на мой взгляд, не имеет под собой одну причину. Это букет причин. Более того, часто человек и не думает, что уезжает навсегда. Уверен, что вернется. Но увы и ах… Родились дети от иностранца – и ты уже не можешь их навсегда увезти на Родину. Или ты открыл бизнес, и он хорошо идет, и ему уже 15-20 лет, и пенсию ты заработал тут, а там не заработал, и что, ехать домой чтобы лапу сосать в старости? На новый бизнес уже нет сил. Некоторые говорят, можно тут получать пенсию, а там тратить, жить там. Но Канада не дура, и постановила, что ты должен в ней жить не менее полугода в год… Изощряются, конечно, люди, находят лазейки, однако они волнительны. Не все на них отваживаются. А прибавьте к этому детей, которые выросли в Канаде, и не желают уезжать? А их не русских супругов? А их канадское образование и плохое знание русского языка?
И уж, конечно, никакие мы не предатели. То, как в русскоязычных общинах отзываются на все события на Родине, сколько туда гуманитарки посылают (тонны одежды и тысячи долларов детдомам Донбасса, деньги на лечение больных детей в России), показывает отношение эмигрантов к оставленным палестинам. А сколько посланий было написано русскими организациями к властям Канады с тем, чтобы она не предпринимала недружественных шагов в отношении России? За это их даже «Нью-Йорк Таймс» отметелила.
Да нашим иммигрантам, некоторым, при жизни надо ставить памятники на Родине! За пассионарность и неиссякаемую любовь.
И тут возникает еще вопрос. А не пятая ли это колонна в Канаде?
Нет. Не пятая. Потому, что пятая колонна — это те, кто вредит стране проживания. А наши иммигранты желают Канаде всяческих благ. Но и Родине своей желают. Они вообще за мир во всем мире. И ходили не только на демонстрации против войны на Донбассе, но и на демонстрации против новой, очень спорной программы секс-образования в Онтарио, против закона С-51. То есть, наши люди стремятся сделать и эту страну лучше, переживают за ее детей и гражданские права.
Итак, применимо ли к эмигрантам слово «верность»? Конечно. Русские продолжают любить Россию, евреи – Израиль, казахи – Казахстан. При этом они все верны своему обещанию Канаде – соблюдать ее законы, платить налоги. Многие остаются верны своим принципам, и как ни гнет их эмиграция, периодически осуществляют правильный нравственный выбор в разных делах.
Какие были, такие и остались. Только, теперь с канадским опытом.
Fb: Evelina Azaeva