2021 год – год Данте Алигьери в Италии. Спустя 700 лет после смерти великого поэта и одного из основоположников литературного итальянского языка почти не осталось материальных ценностей, принадлежавших ему в течение жизни.
Казалось бы… Заходишь в Википедию и всё в подробностях читаешь.
Но есть некоторые интересные факты из биографии Данте, с которыми я хочу с вами поделиться:
▪ Данте Алигьери родился в мае 1265 года в итальянском городе Флоренции. Он происходил из древнего рода Элизео, представители которого участвовали в основании той самой Флоренции
▪ “Божественная комедия” Данте Алигьери на самом деле была названа автором очень скромно, просто “Комедия”. Но с лёгкой руки Джованни Боккаччо, другого знаменитого литератора эпохи Возрождения, к её названию добавилось слово “Божественная”.
▪ На протяжении всей жизни Данте Алигьери вёл аскетичный образ жизни.
▪ Италия долгие годы была скоплением отдельных городов-государств и удельных княжеств, где были свои собственные диалекты. Написав поэму на так называемой «народной» латыни, которую понимали все, Данте обеспечил ошеломительный успех своему произведению. При этом родной для автора тосканский диалект с того времени превратился в первооснову литературного итальянского языка.
▪ О жене поэт не упомянул ни в одном из своих произведений, хотя в них упоминаются и его друзья, и Беатриче Портинари, и множество других реальных людей.
▪ Тяжким грехом, по мнению поэта, является не алчность, гнев или гордыня, а измена, предательство близкого человека, обман доверившегося. Воры, грабители и другие преступники находятся не на самых глубоких кругах ада. Изменники же расположены на девятом кругу.
Искусствоведы считают «Божественную комедию» идеальной с точки зрения композиции. Для её написания Данте использовал специальную рифму. Она позволяет с лёгкостью заучивать большие фрагменты произведения и пересказывать их.
Чаще всего в нем встречаются четыре цифры. Цифра 7 является божественной, поскольку именно за 7 дней был сотворен мир. Цифра 3 символизирует Бога, поскольку это символ троицы. Цифра 10 символизирует человека: когда земное (7) и божественное (3) соединились. А цифра 13 – является символом Христа, когда в нем объединился Бог (3) и человек (10).
Сам Данте к 35 годам стал приором Флоренции. Это значит, что по нашим меркам он стал «акимом города» и имел политический вес. Так вот, когда он выпустил “Божественную комедию” самые простые жители, которые не умели ни читать, ни писать, обратились официально к властям, чтобы в городах проходили публичные чтения «комедии» для всех желающих с пояснениями.
Весь пусть от ада до рая – это не только путь самого Данте, но и путь каждого человека. Поскольку путь начинается с того момента, когда Данте попадает в “сумрачный лес” и он должен пройти Ад, то есть признать зло, которое существует прежде всего в самом себе, затем научиться прощать других (Чистилище), и только потом можно дойти до Рая.
Есть сложившийся образ, что ад охвачен огнём и грешников там жарят. Ничего подобного говорит Данте, чем ближе через круги ада вы спускаетесь к самому центру, тем холоднее становится. А сам Люцифер находится в глыбе льда.
Почему такой образ?
В сознании Данте любовь – это движение, движение означает жизнь. Именно поэтому в центре Ада, наоборот, всё застыло во льду и холоде.
Работа над «Божественной комедией» длилась 15 лет. Она является энциклопедией Средневековья, которая состоит из трех частей и описывает путешествие автора к Богу. Его спутником по кругам ада и рая был Вергилий.
В 2021 году Италия отмечает 700-летие со дня смерти Данте Алигьери, своего самого известного поэта. Он стал «Человеком года», как гласит заголовок еженедельника Il Venerdi`- La Repubblica.
Данте Алигьери станет объектом чествований по всей стране в течение 2021 года. Особо важные события запланированы во Флоренции, где он родился, в Вероне, где он провел годы изгнания и в Равенне, где он умер. Праздничный марафон открывает Флоренция. Галерея Уффици отдает дань уважения самому известному произведению Данте Алигьери — «Божественной комедии».
Один из наиболее старых музеев в Европе на своем веб-сайте представляет иллюстрации к творчеству поэта — 90 рисунков художника Федерико Цуккари (1542–1609), оцифрованных в высоком разрешении. Виртуальную выставку назвали To See the Stars Again («Снова увидеть звезды»).
До этого работы демонстрировали всего дважды: в честь 600-летия со дня рождения Данте во Флоренции и на специализированной выставке в Абруццо в 1993 году.
Еще в январе 2020 года решение об этом было принято Советом министров Итальянской Республики по предложению министра культуры Дарио Франческини. Интересно, что в качестве даты для Дня Данте выбран не день его рождения (13 июля), а день начала паломничества по загробному миру в «Божественной комедии» – главном произведении поэта.
«Божественная комедия» была переведена на множество языков. На русском она появилась впервые в XIX веке. Классическим считается перевод, выполненный Михаилом Лозинским в 1945 году, за который он получил государственную премию. Труд Данте дал почву для создания многочисленных произведений искусства: Байроновская поэма «Пророчество Данте», соната Листа «По прочтению Данте», симфоническая поэма Чайковского «Франческа да Римини», рахманиновская опера «Божественная комедия».
В начале 20-ого века три исследователя, знатоки Данте Алигьери, получили необычное задание от местных властей. Им надо было найти в «Божественной Комедии» строки, в которых упоминается Флоренция, ее монументы или улицы, горожане или какие-то места в городе, связанные с ними.
Проект занял 7 лет. По его завершении на некоторых фасадах по всей Флоренции появились мраморные таблички со строками из «Комедии». Всего их 34:
9 из Ада
5 из Чистилища
20 из Рая
Некоторые можно увидеть возле достопримечательностей, например, на Понте-Веккьо или возле Баптистерия.
«Я всю жизнь читаю Данте!»- сказала Ахматова Л. К. Чуковской. Анна Андреевна специально выучит итальянский язык, чтобы читать Данте. В 1936 году Анна Ахматова напишет стихотворение “Данте”:
Он и после смерти не вернулся В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся. Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье. За порогом дикий вопль судьбы.
Он из ада ей послал проклятье И в раю не мог ее забыть, –
Но босой, в рубахе покаянной, Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной. Вероломной, низкой, долгожданной…
Имя Данте возникает в поэтическом тексте Ахматовой как часть ее знаковой системы, -это гонимый поэт, изобразивший в гениальной поэзии и переживший сам в своей земной жизни “АД” и “РАЙ” человеческой жизни. С Данте Анну Ахматову сравнивают коллеги-поэты.
Внешним выражением родства для поэтов является ахматовский профиль, в котором улавливали сходство с орлиным профилем Данте. Судьба Данте становятся основой сравнения – судьба гения-изгнанника, находящегося в сложных отношениях притяжения-отталкивания с несправедливой и жестокой к нему родиной. Это было общей чертой восприятия Данте у круга бывших акмеистов.
Мандельштамовская дантевская тема сродняется с темой эмиграции в творчестве Ахматовой, с образом Данте, “не оглянувшегося”, уходя от несправедливо изгоняющей его родины, в чем он, Данте, противопоставлен в поэзии Ахматовой, оглянувшейся на любимых и любимое – и оставшейся со своим народом.
На своем последнем публичном выступлении – в 1965 году 19 октября, в Большом театре в Москве, на праздновании 70-летия со дня рождения, Ахматова начала выступление с итальянских стихов о явлении Беатриче, музы Данте.
И для М. Цветаевой Данте не просто выдающийся поэт Эпохи Возрождения, а тот, кого она отчаянно любила, читала и непременно «брала уроки» творчества и жизни в целом. Но самый главный урок и закон, подчерпнутый у итальянского поэта, заключался в умении быть человеком.
Так, после смерти Блока, в августе 1921 года, Цветаева записала в тетради: «Быть человеком важнее, потому что нужнее, чем быть поэтом. Поэтому Данте и Гете, которые прежде всего были людьми, жившими свою человеческую жизнь, – ценнее тех поэтов, пусть и безмерно талантливых, кто жил лишь для того, чтобы писать стихи».