Канадский музей прав человека в Виннипеге является первым в мире музеем, посвященным истории и пониманию прав человека. Еще до своего открытия он стал причиной множества дискуссий. В 2000 году ныне покойный Израиль Аспер, канадский медиамагнат из Виннипега, предложил создать музей, в котором будут изучаться права человека во всех проявлениях, начиная от обычных школьных конфликтов до геноцида.
Он выделил на проект 20 миллионов долларов из своего семейного фонда, а в 2003 году к участию в проекте присоединились правительство Канады, провинция Манитоба и город Виннипег. Строительство началось в 2009 году, а официальное открытие музея состоялось 19 сентября 2014 года. Это был первый национальный музей, созданный в Канаде с 1967 года, и первый за полвека национальный музей, построенный за пределами столицы.
На открытии присутствовало несколько групп активистов, что неудивительно: музей сопровождали скандалы еще до того, как был заложен первый камень, поскольку археологи обнаружили на месте строительства более 400 000 артефактов, некоторые из которых датируются 1100 годом нашей эры. Против возведения музея на площади столь богатой артефактами древних культур выдвигалось множество возражений. При этом некоторые утверждали, что вся территория была захоронением аборигенов. Но более 50 отдельных раскопок начиная с 1950-х годов не обнаружили человеческих останков – лишь множество артефактов.
Контраргументы сторонников строительства подтвердились, и проект был реализован. Открытие музея вызвало новые споры. Десять его основных галерей посвящены ряду тем, связанных с правами человека, включая «Перспективы коренных народов», «Путешествие по Канаде» и «Изучение холокоста». Но наличие отдельных галерей, посвященных холокосту и преследованию аборигенов в Канаде, не устраивало определенные группы, такие как «Конгресс украинцев Канады», «Канадцы за просвещение о геноциде» и «Германо-канадский конгресс».
Эти и другие ассоциации утверждали, что не следует уделять особого внимания двум нарушениям прав человека по сравнению с другими, указывая на такие исторические события, как украинский голод 1932 года и интернирование украинцев и других европейцев в канадских лагерях в период с 1914 по 1920 год, которые представлены в музее, но не в виде отдельных галерей. Споры по поводу содержания музея продолжаются и сегодня.
Тем не менее, несмотря на разногласия, музей в целом считается успешным. Помимо информативных и масштабных экспозиций, не стоит забывать о его уникальной архитектуре. Канадский музей прав человека был спроектирован американским архитектором Антуаном Предоком, который черпал вдохновение в пейзажах Канады. Он определенно не сдерживался при описании своего видения: «Вырезанные в земле и растворяющиеся в горизонте Виннипега абстрактные эфемерные крылья белого голубя обнимают мифическую каменную гору из известняка Тиндаля возрастом 450 млн лет.
Это сооружение является вневременной достопримечательностью для всех народов и культур – символическим видением из льда, облаков и камня на поле с нежной травой». Даже если забыть о ледяных видениях и голубях, это, безусловно, впечатляющее здание. Внутри оно спроектировано так, чтобы посетители отправлялись в своеобразное путешествие. Поднявшись по лестнице из темного камня, посетители попадают в Большой зал, призванный вызвать мысли о древних народных собраниях. Затем гости проходят через Сад Созерцания и поднимаются в Башню Надежды, с которой открывается панорамный вид на город и его окрестности.