Отдых Афиша Ко дню российского кино: незабываемая и неразгаданная “Формула любви” великого Марка Захарова

Фото: triptonkosti.ru

Ко дню российского кино: незабываемая и неразгаданная “Формула любви” великого Марка Захарова

День российского кино. Плавно перешедший в дни сегодняшние из советского периода. Периода, в котором у каждого из нас были свои любимые фильмы. У меня тоже. Немного. Но самый любимый – один. Он не просто любимый, он во многом судьбоносный. Томить не стану, скажу сразу, что имя ему – “Формула любви”, тот самый шедевр гениального режиссера Марка Анатольевича Захарова, который был впервые показан 30 декабря 1984 года. Сюжет этой комедии запомнился, естественно, многим. А сотни фраз стали крылатыми.

Знаменитый авантюрист Граф Калиостро прибывает в Россию со своей эксцентричной компанией, убегая от гвардейцев Потемкина. Но все их планы сорвались, когда они оказались в провинции, где несколько взъерошили местных жителей, провели магический ритуал и оживили диву Мраморную. Редко кто знает, что этот фильм имеет серьезный художественный источник. В 1921 году немецкое издательство опубликовало произведение Алексея Толстого с загадочным названием “Лунная сырость”. Это было первое сочинение о Калиостро, которое позже писатель решил переименовать.

В этой книге Толстой насмехался над теософской литературой, которой увлекался тогдашний высший свет. Словом, получилась довольно мрачная история, и если бы режиссер решил оставить этот тон, у нас бы появился классический ужастик. Однако благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина уже сорок лет мы продолжаем петь “уно моменто” и рассказывать шутки про кузнеца и сеновал. Обычно Захаров заранее знал, кому какая роль предназначена. Поэтому проб не проводилось. Наоборот, сам режиссер ходил к актерам и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них персонажа. Так случилось и с исполнителем главной мужской роли в “Формуле любви” – Нодаром Мгалоблишвили. В то время Нодар был в Москве с театром имени Марджанишвили, и однажды Марк Захаров посетил его в гримерке.

Захаров предложил Мгалоблишвили сценарий и сказал: “Вот ваша роль, нужно прочитать весь текст до завтра”. Ни министр культуры Грузии, ни сам режиссер даже не подумали, что Нодар может отказаться от такого заманчивого предложения. Но произошел эпизод смущения! Вначале Нодар категорически отказался от роли. Его аргумент был вполне понятен: “Я не владею русским языком настолько хорошо, чтобы полноценно играть с вашими актерами”. “Ну, этот вопрос мы уже решили”, – сказал режиссер с невозмутимым выражением лица. “Другой актер озвучит Вас, он прекрасно говорит по-русски”. И действительно, в фильме Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна.

Представляете, итальянца играет грузин, которого озвучил армянин! Но в итоге получился совершенно наш Калиостро!

Без проб же Марк Анатольевич Захаров предложил своей дочери роль Фимки, потрясающей и замечательной Фимки, чьи фразы и реплики живут с нами и по сей день. Поэтому, результат устроил, кажется, всех. Зрителей – так точно! А у меня появилась любимая актриса. и эта любовь и восхищение не гаснут уже четыре десятка лет! И не угаснут, ибо это и есть “Формула любви”. Моей, так точно!

А Татьяна Ивановна Пельтцер! Она же там неотразима!!! Да и вообще, атмосферу этого фильма можно охарактеризовать словами из песни другого фильма Марка Анатольевича: “Нелепо, смешно, безрассудно, безумно – волшебно!”

Я с тех еще лет и до сих пор обожаю старинную архитектуру, купеческие дома… В них – дыхание истории, какая-то забытая сейчас размеренность, интеллигентность, стать… Люблю я это! Вот и смотрела: на Фимку и особняк Федяшева, ныне полуразрушенный, находящийся в деревне Ляхово, что близ Домодедово… Полуразрушен и забыт, как и хорошее доброе кино, на котором мы воспитывались… Нынче в моде совсем другие особняки и совсем другие фильмы. Но мест в сердцах людей они не занимают. Да и не займут никогда…

Прочла не так давно один отзыв, в котором есть такие слова: “Марк Захаров просто молодец, его картины великолепны! Вот удивительно, как из такого, довольно мрачного рассказа Алексея Толстова, получился такой потрясающий и яркий фильм о любви!” Да, Марк Анатольевич – гениален. И в тандеме с Григорием Гориным создал на самом деле яркий, запоминающийся и потрясающий фильм шедеврального значения.

А музыка восхитительного Геннадия Гладкова? Она же на века! Кстати, Геннадий Игоревич и в фильме присутствует! Знаете, где? В роли слуги, которая даже не была указана в титрах — его герой произносит фразу: «С кого ж такую лепили?» Это он о статуе, если забыли – “народной артистке Мосфильма”.

Уже нет с нами ни Леонида Броневого, ни Татьяны Пельтцер, ни Семена Фарады, ни Александра Абдулова… Да и самого Марка Анатольевича уже, увы, нет… А фильм жив, любим, цитируем… Рассказывать долго не к чему – включите и пересмотрите доброе, умное и очень светлое кино! И я уверена, что закончив просмотр вы точно скажете: “Ух, ты!” Но об этом – в другой раз!

С днем российского и советского кино, на котором вырос каждый из нас! И спасибо Вам, Марк Анатольевич! “Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно…” Вы его даже переполнили! Браво, Мастер! Вы живы в своих работах. И так будет всегда!

И пусть каждый найдет свою формулу этого странного, но такого простого и нужного чувства. “Любовь”- у них слово “амор”! И глазами так, как только Александра Марковна и может!

С праздником, киноманы! Смотрите хорошее кино и читайте утренние газеты! Ну, как минимум, нашу!

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале.

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале. Введите ваш адрес электронной почты в поле внизу.

Копирование и репродукция новостных материалов - исключительно с разрешения администрации сайта WEmontreal

Please fill the required fields*