7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой семье мелкого чиновника рождается будущий классик русской литературы Александр Иванович Куприн. Его отец был потомственным дворянином, а мать была из семейства татарских князей. Но счастье семейное длилось недолго. Буквально на следующий год его отец умер, и бедствующая семья была вынуждена переехать в Москву.
Литературный дар маленького Александра проявился рано. В детстве писатель сочинял сказки про героев, богатырей, которые своим благородством побеждали жестоких разбойников.
Мальчик очень рано познал самостоятельность. В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Именно в это время рождаются его рассказы «Кадеты» и «Юнкера». Военная служба Куприна продолжалась. С 1890 года он был подпоручиком в пехотном полку. И как раз во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести, в том числе: «Дознание», «Лунной ночью» и «Впотьмах».
Спустя четыре года Куприн выходит в отставку и посвящает все свое свободное время путешествиям по России – такой огромной, интересной и разной. И по стечению обстоятельств его новыми знакомцами становятся Максим Горький, Иван Бунин и Антон Чехов. Столпы русской литературы – никак не меньше.
И Куприн продолжает писать, его это увлекает, ему это доставляет истинное удовольствие. Он, естественно, не может представить свое будущее, связанное с военной профессией. Нет! Но он рад писать. И это у него получается как нельзя хорошо. И вот – шедевр. Повесть «Поединок». Написана она была в 1905 году, и, как говорят сейчас, Куприн проснулся знаменитым. Хотя за несколько лет до этого было написано не менее серьезное произведение – повесть «Олеся». А вслед за «Поединком» последовал ныне всеми любимый «Гранатовый браслет». Тот самый знаменитый «Гранатовый браслет» , в основе которого лежала рассказанная ему кем-то ещё в юности история, и который был очень холодно воспринят критиками, но очень тепло — читателями. Сегодня же он входит в обязательную литературную программу во всех школах.
Когда началась Первая Мировая война, Александр Куприн организовал в собственном доме военный госпиталь, а в своих публикациях в газетах призывал граждан делать военные займы, чтобы помочь родной стране в трудное время.
Но всколе грянула революция, которая была по естественным соображениям не принята большой прослойкой интеллигенции. Куприн был в их числе. И, кстати, несмотря на то, что писатель прохладно относился к коммунистам-большевикам, он одобрительно отзывался об отречении от престола последнего российского императора, Николая II. Писатель был уверен, что на смену кровавому безумию придет порядок и гуманизм.
Последовала неминуемая эмиграция. Писателем была выбрана Франция. Там он прожил 12 лет, писал, творил, сочинял… И безумно скучал по России. В которую он и вернулся уже тяжелобольным лишь в 1937 году по личному приглашению советских властей, и в которой он умер 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.
И еще, поскольку я родом с Донбасса, то все мои земляки знают о Куприне следующий факт. Для написания повести «Молох» писатель отправился на Донбасс и провел несколько дней в изучении уклада рабочих металлургического завода. Завода, расположенного в моем родном городе. В повести позднее автор поднимал тему нарастающего капитализма. Это, конечно же, это было не нужно советскому правительству. И в редакции издания вежливо и безоговорочно попросили Куприна убрать неприятные намеки, тем самым сделать повесть более мягкой. Что мы и получили на выходе.
Несмотря на столь недолгую и во многом тяжелую жизнь, я бы хотела чуть подробнее остановиться на личной жизни Александра Куприна. «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит»… Эту фразу, написанную Куприным в последние свои земные годы можно читать абсолютно автобиографической: влюблялся он много, часто, невпопад… А вот по-настоящему любил лишь единожды. Любил, очень трепетно и верно любил свою вторую жену Елизавету.
Но что такое любовь, писатель постиг очень рано, в нежном детском возрасте. Мной уже было сказано выше, что в шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища. Помимо учебы, маленький Саша Куприн познал там первое щемящее грудь чувство – он так увлекся своей партнершей по танцам, что это не на шутку перепугало воспитателей. Панацея была найдена незамедлительно – его просто-напросто выпороли. А вот свою последнюю любовь Куприн не знал даже по имени. Он просто заходил в один из баров, наблюдал за одной завсегдатайницей и тайно посвящал ей стихи, обнаруженные уже после смерти автора:
«И никто на свете не узнает,
Что годами каждый час и миг
От любви томится и страдает
Вежливый внимательный старик.»
Ну, а в промежутке между поркой и баром – была целая жизнь: много любовниц, случайные связи, два брака и одна любовь.
Кстати, есть одна замечательная история. О любви. Однажды Куприн, Чехов, Бунин поспорили, кто ярче опишет запах женщины. Чехов уверял, что женщина пахнет сливочным мороженым, Бунин настаивал на аромате подвявших цветков липы, но писатели признали свое поражение после высказывания Куприна: «Молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, – горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и – ладаном». Красиво сказано, да?
Куприн, отличавшийся сам по себе буйным нравом, любил, что называется «заложить за воротник». И тогда – держись, округа! Он буйствовал в цыганском таборе, который называл своей чуть ли не родней, а потом мог взять, побежать на почту и отбить телеграмму самому Государю… А мог вызвать в тот самый кабак хор из монастыря и заставить их петь псалмы среди груды бутылок… Много чего творил Куприн подшофе.
Однажды, дело было в 1901 году, друг Куприна Иван Бунин повез его знакомить с издательницей журнала «Мир Божий» Александрой Давыдовой. Приехав по указанному адресу, они застали дома только дочь издательницы, слушательницу бестужевских курсов, Мусю. Марию Карловну, как отрекомендовала себя она. Куприн уже и забыл, зачем собственно приехал. Он был смущен, и не сводил глаз с очаровательной девушки. И совершенно не смотрел на другую, которая активно помогала горничным. Звали ее Лиза, и она была дальней родственницей другого писателя – Мамина-Сибиряка. Лиза была сиротой, и Давыдовы приютили несчастного ребенка, который и вырос в их доме.
Судьба вообще – штучка преинтерснейшая. Мог ли кто-то сказать в тот день, что этим двум девушкам предстоит стать женами Куприна, прожить с ним определенный период жизни и родить от него детей? Одна из них будет суровым Преследователем Куприна, вторая — Спасателем. Муся оказалась девушкой хваткой, сразу поняла, что Куприн станет большим писателем. Через три месяца после знакомства она вышла за него замуж.
Куприн любил ее страстно, нежно, шел на все уступки, плясал, что называется, под ее дудку. И это тогда, когда повесть «Поединок» принесла ему славу и почет. Одного не могла добиться Муся – прекращения его разудалых попоек. И об этой пагубной страсти знала уже вся Москва, по которой ходил даже такой стишок: Если истина в вине, то сколько истин в Куприне?» Или такой: «Водочка откупорена, плещется в графине — не позвать ли Куприна по этой причине».
Бывало, что Куприн так напивался, что переставал писать. И тогда Мария Карловна, его любимая Муся, была непримерима. Она не пускала писателя домой, пока он не просовывал под дверь исписанные страницы. Если она считала, что написано плохо и мало, в дом ему дорога была закрыта. И Куприн ночевал на ступеньках. Сидел, плакал, роптал на свою жизнь. На семейную идиллию подобные моменты ну никак не тянули. А Лиза, та самая, из дома Давыдовых, работала в полевом госпитале на Русско-японской войне в это время и даже была награждена медалями. Но личная жизнь у нее никак не складывалась, хотя были попытки. После окончания войны, Лиза вернулась в Москву – строгая, серьезная, похорошевшая! И опять встретила Куприна. И не встретить было невозможно – Муся и Лиза дружили.
Тем временем в семье Куприных подрастала дочка. И когда она заболела дифтеритом, Лиза кинулась ее спасать. Она не отходила от детской кроватки, всячески ухаживая за ребенком. А когда малышке стало получше, семья решила уехать за город, на дачу, на свежий воздух, который должен был благотворно сказаться на здоровье ребенка. Мария Карловна пригласила и Лизу поехать с ними. Там, на даче, Александр Иванович и признался Лизе в своих чувствах. Не желая губить и ломать семью, Лиза решает уехать в Петербург. А приехав туда, находит больницу, куда устраивается работать. Причем, в самое сложное, инфекционное отделение. Но и там ее находят друзья Куприна.
Они объясняют ей, что лишь она сможет помочь писателю завязать с пагубным недугом, в который он все сильнее и сильнее погружался. Далее следует развод Куприна с Марией Карловной и счастливые 30 лет жизни с Лизой. Годы плодотворные, радостные, полные красивых моментов счастья.
На свое шестидесятилетие, на третьем десятке совместной жизни, Куприн написал Лизе: «Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!» И это было самым коротким, но самым важным творением Куприна. Жена Куприна Елизавета погибла во время блокады Ленинграда через 5 лет после смерти писателя.
Сейчас мы периодически перечитываем его произведения. Произведения, наполненные и любовью, и трагедией, и жизнью во всех ее проявлениях. Тяжелой жизнью, которую прожил и сам автор. Вспомните «Поединок» и светлый, романтичный образ офицера Ромашова. Однако автор отнюдь не преувеличивал, повесть во многом автобиографичная. Или «Гамбринус» с покалеченным музыкантом. «Яма» – о жизни проституток в российских публичных домах, за которую Куприн был привлечен к уголовной ответственности. Или Полесская Олеся, девушка-колдунья, в жизни которой была любовь к барину. Все эти герои неслучайны. Это страдания, пережитые самим автором и воплощенные в образ каждой из повестей.
И пусть имя Куприна не стоит в одном ряду с такими столпами, как Толстой, Тургенев или Достоевский, он все же является тем, кого мы не без основания считаем классиком русской литературы. Человеком, открывшим нам оборотную сторону повседневной жизни начала прошлого века. А значит, этим творениям жить! А нам – их читать! Что я вам настоятельно рекомендую сделать!
Виктория Христова
Все статьи рубрик “Мой Монреаль” и “Наше Наследие” читайте в блоке Виктории Христовой