Несмотря на то, что в историю моды вписано много знаменитых женских имен, о Жанне Пакен слышали далеко не все. Она на годы опередила таких выдающихся женщин-модельеров двадцатого столетия как Эльза Скиапарелли и Коко Шанель, став первой женщиной, открывшей собственный дом моды.
Жанна Пакен, урожденная Жанна Мари-Шарлотт Беккерс, родилась в 1869 году в северном пригороде Парижа, в семье врача. Швейное дело она начала изучать еще в подростковом возрасте в маленьком ателье, и уже через несколько лет смогла получить место в доме моды «Руфф», знаменитом своими изысканными дневными нарядами. Талантливая мастерица быстро прошла путь от простой швеи до руководителя ателье.
А в 1891 году она вышла замуж за Исидора Рене Жакоба Пакена, между прочим, весьма успешного бизнесмена, который также владел доставшимся от родителей магазином мужской одежды. В тот же год Жанна переименовала семейный бизнес в модный дом Paquin, где стала главным дизайнером, доверив супругу ведение финансов.
Жанна Пакен обожала платья и создавала их для любого случая и в самых разнообразных стилях: роскошные вечерние платья в пастельных тонах в духе восемнадцатого столетия, яркие платья в восточной стилистике, экстравагантные платья-халаты, изысканные дневные наряды, и многие, многие другие. Особое внимание она уделяла игре света и цветов, виртуозно комбинируя ленты, вышивку, аппликации, пайетки и бисер. С увлечением настоящего художника она наслаивала ткани: меха поверх пастельного атласа, шифон поверх костюмной ткани.
Очень быстро ее сияющие и блистающие наряды завоевали сердца модной публики — в роскошном салоне модного дома Paquin никогда не умолкали голоса посетительниц, ожидающих примерки. Причем среди них встречались не только богатые светские дамы, но и аристократки и представительницы монархических династий!
Уже в первое десятилетие своего существования модный дом под руководством супругов Пакен открыл зарубежные филиал в мировых столицах, от Лондона до Мадрида. И это был настоящий прорыв, ведь до этого ни одному модному дому Парижа не удавалось ничего подобного!
Жанне Пакен удалось стать первой в столь многих аспектах, что не удивиться невозможно: она не только стала первой женщиной, открывшей свой модный дом, но еще и первой из женщин-модельеров удостоилась ордена Почетного легиона. Она первой придумала коллаборации, создавая наряды по эскизам художников, первой стала отправлять в свет девушек-амбассадоров — манекенщицы появлялись на различных мероприятиях в ее нарядах, вживую демонстрируя великолепие модного дома богатой публике. И первой Жанна Пакен стала использовать музыкальное сопровождение во время своих модных показов!
После внезапной и слишком ранней смерти мужа Жанна Пакен возглавляла свой модный дом вплоть до 1920-го года, вдохновляя не только своих клиенток, но и новое поколение женщин-модельеров — например, знаменитая Мадлен Вионне проходила практику в лондоском отделении Paquin!
Она стояла в авангарде стиля «модерн», изменившего представление Европы и Америки о дизайне.
Именно Пакен, а не Шанель, вывела на модную сцену черный цвет – в то время он считался траурным.
В то же самое время Пакен не была хладнокровной капиталисткой. Однажды вместе с мужем она приобрела роскошную виллу за городом… куда отправляла отдыхать сотрудниц модного дома.
Впрочем, Жанна, отойдя от дел, не скучала – она решилась вновь выйти замуж и последние годы жизни провела с французским дипломатом Жаном-Батистом Нулансом.
Цепкая, сильная, когда дело касалось работы и творчества, Жанна была очень скромной в жизни, не устраивала шумных вечеринок, редко появлялась в свете, не кричала на весь мир о своем таланте. Кажется, это – одна из причин, по которой об огромной роли Жанны Пакен для модной индустрии забыли на многие годы.
Ее модный дом пережил ее на двадцать лет. Ее достижения остались в мире моды навсегда.
Более того, прежде ни один модный дом не предоставлял свои наряды для продажи в универмагах, но Жанна Пакен была уверена в том, что высокая мода должна быть не только искусством в широком смысле этого слова (она активно сотрудничала с художниками, архитекторами и декораторами), но и искусством, доступным всем желающим.
С не меньшей уверенностью, чем у знаменитой Коко Шанель, Жанна Пакен двигалась в сторону комфортной и современной моды для женщин. Несмотря на то, что в ее дизайнах очень явственно ощущалось влияние моды прошлого, она стремилась к переменам.
Например, именно она начала предлагать клиенткам юбки и платья, удобные для поездок в общественном транспорте, которые стали чрезвычайно популярны у работающих женщин, а также придумала платье с драпировкой, которое прекрасно подходило и для дневного выхода, и для вечернего.
Особенно знаменитой стала коллекция 1914-го года под названием «Танго», совершившая переворот в высокой моде. Как подсказывает само название, идея фасона возникла благодаря всеобщему увлечению аргентинским танго, царившему в то время: по бокам платья шли разрезы, скрытые под складками, которые давали особую свободу движениям во время танца, сохраняя при этом изящный узкий силуэт.
Опережая свое время, Жанна придумала удобные наряды для автомобилисток, хотя до массовой популярности вождения среди дам были еще долгие годы. Также она разрабатывала наряды для спорта и охоты, привнося и в них присущее только ей изящество и стиль.«Она самый коммерчески успешный художник из ныне живущих» – писали о ней модные обозреватели.