Министр образования Квебека заявил, что закон провинции о секуляризме, известный как билль 21, не соблюдается в школе и может быть усилен. Его комментарии следуют за опубликованным ранее в этом месяце отчетом, в котором говорится, что группа учителей Бедфордской школы, многие из которых имеют североафриканское происхождение, подвергали детей физическому и психологическому насилию.
На этой неделе эта проблема стала главной в заголовках газет Квебека после того, как оппозиционная партия Квебека (PQ) назвала ее “случаем проникновения исламистов” в систему государственных школ, а коалиционное правительство Авенира Квебека (CAQ) быстро последовало ее примеру.
Но критики говорят, что акцент на религии – это отвлекающий маневр, который отвлекает от того факта, что власти годами позволяют ситуации в Бедфорде сохраняться, не предпринимая никаких действий.
Во вторник премьер-министр Квебека Франсуа Лего впервые прокомментировал это событие в социальной сети, заявив, что он “очень шокирован” “попыткой группы учителей внедрить исламистские религиозные концепции в государственную школу”.
Это стало изменением тона для его правительства, которое ранее избегало связывать ситуацию в Бедфорде с религией.
11 октября Департамент образования опубликовал свой отчет о Бедфордской школе, ставший результатом расследования, инициированного прошлогодним репортажем монреальской радиостанции, в котором задокументировано, как доминирующий клан учителей установил автократическое правление в школе.
В отчете было установлено, что учителя кричали на учеников и унижали их, а некоторые учителя не верили в проблемы с обучаемостью и объясняли трудности учеников ленью.
Такие предметы, как естественные науки и половое воспитание, либо игнорировались, либо преподавались совсем плохо, а девочкам не разрешали играть в футбол.
Расследование показало, что большинство членов доминирующей группировки были выходцами из Северной Африки и что на учителей оказывала влияние местная мечеть.
Но также было отмечено, что некоторые учителя североафриканского происхождения выступали против доминирующего клана, и в отчете ситуация была охарактеризована как столкновение идеологий, а не культур.
Одиннадцать учителей в школе были отстранены от работы на выходные.
Во вторник министр образования Бернард Дрейнвилль заявил, что у учителей — как мужчин, так и женщин — были приостановлены лицензии на преподавание в ожидании результатов дисциплинарных расследований.
Выступая в популярном квебекском ток-шоу “Tout le monde en parle” в воскресенье, более чем через неделю после выхода доклада, Дрейнвилл тщательно подбирал слова, заявив, что важно не подвергать стигматизации учителей североафриканского происхождения.
“Прежде чем говорить о том, что существует проблема секуляризма или что религиозное движение пытается взять под контроль одну или несколько школ в Монреале, я должен быть осторожен”, – сказал он.
На этой неделе этот тон изменился.
В понедельник лидер Квебекской партии Поль Сен-Пьер Пламондон выступил с резкой критикой, заявив, что в школах Квебека существует проблема “религиозного и идеологического проникновения”.
Во вторник Лего объявил, что он попросил Дрейнвиля и министра по делам секуляризма Жан-Франсуа Роберже “подумать о том, что мы можем сделать как правительство для усиления контроля и секуляризма в школах”.
Дрейнвилл заявил журналистам, что правительство “обязано изучить, что можно сделать для усиления (законопроекта 21) в отношении Бедфорда и, возможно, в отношении других школ в Квебеке”.
Расследования ведутся в трех других школах Монреаля.
В среду Дрейнвилл заявил, что изучает пятую школу после публикации новостного репортажа о родителях североафриканского происхождения, которые решили забрать своего ребенка из школы из-за опасений по поводу религиозной обработки мусульманами.
Но Луи-Филипп Лампрон, профессор по правам человека в Университете Лаваля, сказал, что правительство использует секуляризм в качестве дымовой завесы, чтобы отвлечь внимание от других проблем.
По словам Лампрона, учителям было запрещено навязывать свои религиозные убеждения в классах задолго до принятия законопроекта № 21 в 2019 году, и у правительства уже есть “все инструменты”, необходимые для решения подобных вопросов.
Закон 2019 года запретил учителям и другим работникам государственного сектора носить религиозные символы на рабочем месте.
По словам Лампрона, настоящий скандал заключается в том, что проблемы в Бедфордской школе сохранялись в течение нескольких лет, пока правительство не начало расследование.
“Эта ситуация продолжается слишком долго”, – сказал он. “Давайте называть вещи своими именами”.
Лампрон сказал, что дебаты на этой неделе напоминают ему о кризисе разумного приспособления в Квебеке почти 20-летней давности, который был вызван беспокойством общественности по поводу групп меньшинств.
Этот кризис отчасти был вызван несколькими инцидентами, получившими широкое освещение в средствах массовой информации, в том числе размещением мусульманских молитвенных помещений в традиционной сахарной хижине и опубликованным в деревушке Эруксвиль кодексом поведения для иммигрантов, который был широко осмеян как исламофобский.
В 2008 году общественная комиссия, созданная для изучения этого вопроса, установила, что в Квебеке нет реальной проблемы, связанной с размещением меньшинств, но Лампрон сказал, что эта тема остается “чрезвычайно политически чувствительной”.
Напряженность вокруг доклада о Бедфордской школе на этой неделе достигла апогея.
Во вторник член либеральной партии Марва Ризки, которая с прошлого года высказывалась о школе открыто, заявила, что обратилась за защитой в полицию и опасается за свою безопасность.
Ранее на этой неделе скандальный имам Адиль Чаркауи публично обвинил Ризки в преувеличении проблем в школе.
Самаа Элибьяри, сопредседатель Монреальского отделения Канадского совета мусульманок, сказала, что несправедливо использовать Бедфордскую школу для разжигания более широких дебатов о секуляризме.
“У меня сложилось впечатление, что в основе этого лежит недостаток. Эти учителя недостаточно подготовлены, они плохо адаптированы, и это, конечно, отражается на методах преподавания”, – сказала она. “Я вообще не понимаю, при чем здесь религия”.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.