Уже достаточно много было написано о джазовом пианисте Сергее Жилине в ожидании его приезда в Монреаль. Все помнят о его званиях и регалиях и о том, что он дирижер и заслуженный артист РФ.
Наконец, гастроли музыканта в сопровождении джаз-квартета «Фонограф» в Канаде состоялись: сначала в Торонто, а затем с успехом и у нас в Монреале. И теперь просто хочется поделиться впечатлениями о концерте и о личном общении с Сергеем Сергеевичем.
Наверное, самое главное, что хочется отметить – это, конечно, его талант, увлеченность жанром и стремление к самосовершенствованию.
Любой, кто видел Сергея Жилина в процессе игры на фортепиано, однозначно выразит восхищение техникой и проникновенностью исполнения мастера. Композитор Юрий Маркин, написавший предисловие к диску «Чайковский в джазе» называет Жилина богатым колористом. Это как Пикассо, создающий свои неординарные творения, был при этом великолепным рисовальщиком, Сергей Жилин – виртуозный пианист. Он с легкостью исполняет классику, ничуть не уступая известным классическим исполнителям, гармонично переключаясь на джазовые аранжировки классики.
Гастроли «Фонографа» в Монреаль глубоко символичны. Им предшествовало посещение Жилиным и его коллективом родины Петра Ильича – Воткинска, а Монреаль – родина несомненного кумира Сергея Жилина в джазе, Оскара Петерсона. Уважая прародителей джаза, великих американских музыкантов, Сергей Жилин делает шаг в сторону достижений русской музыкальной культуры. Он раскрывает в ней неограниченные возможности для нового, современного прочтения, привнося свой несомненный вклад в развитие российского джазового направления.
Даже выступая сольно, Сергей Сергеевич не забывает упомянуть о роли своего музыкального коллектива. Жилин ценит своих музыкантов от всей души. Зрителям монреальского концерта довелось быть свидетелями яркого поздравления ударника Леонида Гусева с юбилеем на сцене.
Отдельного внимания заслуживает уважение к зрителю. Сергей Жилин не просто выходит отыграть концерт – он общается с публикой и любит чувствовать взаимную реакцию, а зритель это ценит. Сергей ведет настоящий диалог: рассказывая истории из жизни, он становится просто собеседником и забывается, что перед нами великий джазист современности. Сергей охотно делится историями из жизни, например, об одном чудаке из московского клуба, который изрядно насидевшись в заведении, громко оценил Чайковского в джазе: «А здорово вы, ребята, Чайковского исправили!»
Несмотря на закономерную усталость после перелетов из России, а потом из Торонто, Сергей все же продолжил с нами приятную беседу и после концерта. Также интеллигентно и просто мы поговорили на разные темы. Вопрос о предпочтениях марки рояля вызвал целую беседу об особенностях звучания инструмента среди музыкантов. Сергей Жилин очень требователен к себе, он ничуть не считает себя самым из самых. Очень восхищается «великими» джазистами, признаваясь, что способен слушать кумиров минут 40 , не шелохнувшись – вот она настоящая страсть музыканта. Мы решились задать Сергею напрямую вопрос, который волновал многих зрителей в перерыве: «Почему же Сергей Жилин не участвует в монреальском джаз-фестивале?» Сергей просто объяснил, что роль американских джазистов настолько велика, их знают и принимают везде, а русские джазисты мало известны и никому даже в голову не приходит мысль их пригласить. « А пригласят – поучаствуем,» – просто сказал Сергей.
На следующий после концерта день Сергей отправился в Оттаву, к памятнику Оскару Питерсону, талантливому джазисту и своему кумиру. А потом его ждут новые гастроли, новые зрители, многочисленные проекты – жизнь музыканта полна впечатлений, но это не только радость творчества, а прежде всего, труд и сила воли.
Автор статьи – Валерия Назарова
Эксклюзивное блиц-интервью после выступления в Монреале
— Ваше любимое направление в джазе?
— Сложно выбрать что-то одно. Свинг, бибоп, джаз-рок – эти направления, пожалуй, основные из тех, которые я предпочитаю исполнять. Джаз настолько многолик и многогранен, что в каждом из его направлений можно найти привлекательные черты.
— Ваше выступление – это четкая конкретная программа или возможны импровизации?
— Лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена. Только зритель об этом редко догадывается. Но, безусловно, есть какие-то импровизационные моменты, которые рождаются сию минуту. Невозможно сыграть два одинаковых джазовых концерта – они всегда будут отличаться.
— В одном интервью Вы сказали сказали:» Зрители должны думать, что артистом быть легко!» Почему Вы так считаете? Это тяжелый труд, почему Вы хотите, чтобы зритель так думал?
— Да, я действительно так считаю. Приходя на концерт или спектакль, зритель хочет увидеть игру, представление – иными словами, чудо. Но никак не труд. Зритель хочет получать удовольствие и положительные эмоции – напряжения ему и в реальной жизни хватает. И это высшая степень профессионализма – делать все легко, естественно, будто этому не предшествовали многочасовые репетиции. Публика в зале не должна задумываться о том, как делается тот или иной номер или спектакль.
— Во время Вашего выступления в Санкт-Петербурге на встрече с лидерами 20 государств, какие чувства, эмоции испытывали? Было ли ощущение, что в руках этих людей судьбы мира?
— Играть на таком масштабном событии, перед главами 20 государств действительно, очень приятно, почетно и волнительно. Но в момент работы, а выступления и есть моя работа, не задумываешься о том, что происходит вокруг. Я сосредоточен на своем деле.
— Дуэт с Биллом Клинтоном – это для Вас случай, удача или закономерность (в смысле а кто, если не я?).
— Это случай, который был предопределен судьбой. Ничто в жизни не случайно. Я работал с Павлом Борисовичем Овсянниковым, дирижером Президентского оркестра. Все знали, что в каждой стране, которую Клинтон посещает впервые, он играет на саксофоне. Нужно было подготовить пианиста, который бы сыграл с ним дуэтом. Наверное, на тот момент я уже имел достаточно профессиональный опыт, раз выбрали меня. Помню, я тогда очень переживал: а вдруг я не знаю тему, которую он захочет? Но все обошлось. Он говорит: «Summertime», key A. Я же знал этот стандарт в шести тональностях, но не в этой! Руки дрожали, но все сыграл без ошибок. Клинтон, кстати, играл все очень музыкально. Второй композицией была «My Funny Valentine» – уже в общепринятой тональности. Все присутствующие тогда остались довольны нашим маленьким джемом.
— У Вас в кабинете висят портреты, а чьи и почему?
— В рояльном кабинете, где я занимаюсь, висят портреты Оскара Питерсона, Раймонда Паулса, Рея Чарльза, Нильса Педерсена. В офисном кабинете висят портреты Оскара Питерсона и Чика Кориа – в них встроены мощные колонки. Еще на стене есть фотография с Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным, и кадр нашей встречи с Клинтоном в Вашингтоне. Последние висят как память о значимом жизненном событии. Что касается портретов великих музыкантов – это люди, на которых стоит равняться, талант которых непостижим и недостижим. К творчеству каждого из них я отношусь с трепетом и любовью, особенно – к Оскару Питерсону. Это великий пианист, которого я считаю вершиной фортепианного олимпа.
— Как-то Вы сказали: «Я не ставлю целью быть известным!» А какая у Вас цель? Ведь именно известность приносит славу и богатство.
— Для меня первостепенна самореализация. А суть ее не в известности, а в том, чтобы работать, используя по-максимому все свои творческие ресурсы, весь свой потенциал. Творчество – процесс непрерывный: когда достигается одна цель – появляется другая, иначе невозможно. Нужно постоянно расти над собой – даже если твое имя уже работает на тебя. Необходимо посвящать определенное количество времени поддержанию и совершенствованию своей исполнительской формы. Если ты будешь профессионалом в своем деле, будешь выкладываться на все 100, а то и на 200%, то известность и достаток придут.
— Итогом 2014 года был выход альбома» Джаз на двоих». А какой итог 2015?
— Альбом «Джаз на двоих» я бы назвал скорее не итогом, а событием года. Мы презентовали его в Московском международном Доме музыки в июне 2015. Что до итогов – мы не привыкли их подводить. Творческая жизнь и моя, и «Фонографа» слишком насыщенна событиями, чтобы что-то вырывать из контекста. Было очень много интересного: и мастер-класс в ЦМШ при консерватории им. П.И. Чайковского, и большой концерт в Москве на Пушкинской площади в честь 70-летия Великой Победы, и многочисленные концерты по всей России – от Сочи до Южно-Сахалинска.
— Один из журналистов назвал Вас «школьник-непоседа» на сцене. Вы согласны с этой характеристикой? Это Ваш стиль, манера или просто игра от случая к случаю?
— Да, любопытное определение. Я бы не сказал, что это стиль или игра – скорее состояние души. В одном интервью меня недавно спросили, как я себя чувствую на пороге 50-летия, чем отличаюсь от себя 20-летнего. Да ничем не отличаюсь – только жизненного опыта прибавилось.
— Как Вы будете отмечать свой юбилей в этом году?
— 23 октября в Государственном Кремлевском Дворце состоится мой юбилейный концерт #первые50. Это будет очень большой праздничный вечер, в котором примут участие и мои коллеги-музыканты, и звезды российской эстрады, и участники проектов «Голос» и «Голос. Дети» разных сезонов.
— Вы побывали с концертами во многих странах и городах, где Вам было более всего комфортно и приятно?
— Возможно, прозвучит банально – но мне комфортно и приятно везде, где меня ждет зритель. По сути не имеет значения – выступаешь ты в Москве, Торонто или Вологде: если публика разделяет твою любовь к музыке и жаждет ее услышать в твоем исполнении.
— Вы принимаете участие во множестве программ на ТВ, концертная деятельность, репетиции, Вам не тяжело? Откуда Вы черпаете силы, энергию?
— Как ни странно, энергию черпаю из рабочего процесса. Конечно, ритм бешеный: в один день могут быть репетиции трех разных проектов, на следующий – вылет в какой-нибудь город на гастроли, а сразу по приезде – съемки на ТВ. Но именно этот ритм и позволяет держать себя в форме. Хочется многое попробовать, многое успеть.
— Каждый год в Монреале в конце июня-начале июля проходит Международный джазовый фестиваль. Приезжают тысячи туристов, чтобы послушать десятки концертов виртуозов джаза, а Вы не хотели бы участвовать в этом фестивале?
— Если бы пригласили меня и мой коллектив – с удовольствием. У нас уже есть за плечами один крупный фестиваль. В свое время «Фонограф» участвовал в джазовом фестивале в Монтрё. По всему миру джазовых фестивалей огромное количество, но мы не ставим себе цель участвовать в каждом – сейчас у коллектива иные задачи.
— Ваши увлечения помимо джаза?
— На увлечения помимо джаза времени сейчас практически не остается. Раньше увлекался футболом, карате. Сейчас стараюсь каждый день начинать с физических упражнений, хожу в спортзал и бассейн. Расслабляю спину. Чтобы играть большие концерты и выдерживать насыщенный график репетиций, надо быть в хорошей форме.
— Когда приедете к нам ещё?
— Сложно сказать. Наши гастроли зависят не только от моего желания.
Автор интервью – Лина Михайлова